Павильон «Зерно» (бывший Московской области), 1954 г., арх. Жуков А.О., Гревс А.А., Чечулин Д.Н., комплекс Всесоюзной...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Павильон «Зерно» (бывший Московской области), 1954 г., арх. Жуков А.О., Гревс А.А., Чечулин Д.Н., комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, просп. Мира, дом 119, строение 59
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1954 год
Правоустанавливающие документы Приказ Министерства культуры РФ от 01.06.15 № 1693, Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 18.11.15 № 521
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Гревс А.А., Жуков А.О., Чечулин Д.Н.
Описание объекта

Территория ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ, находится на северо-востоке Москвы, в Ростокинском районе, рядом с Останкинским парком.

С древних времен этот равнинный участок представлял собой широкую отлогую долину реки Яузы с ее правыми притоками — Черменкой, Лихоборкой, Каменкой, Копытовкой. Трасса Ярославской дороги, проходившая через нее, сложилась уже в XIII веке. Древнейшим поселением в этих краях названо село Ростокино. В XVII веке здесь стали появляться дворянские загородные усадь­бы, в том числе сохранившаяся усадьба Шереметьевых — Останкино с огром­ным парком и прудами; царская усадьба Алексеевское, приписанная ко дворцо­вому ведомству в 1670 году.

В 1779 году по проекту инженера Ф. Боуэра вдоль Ярославской дороги на­чалась прокладка первого московского водопровода, берущего свое начало в Мытищах. Для него через реку Яузу в 1783 году был построен кирпичный ак­ведук. К середине XIX века в этом районе стала складываться мелкая промыш­ленность, но в целом район оставался малоосвоенным и малозаселенным.

Активизация освоения этой территории началась в 1930-х годах, когда на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников, проходившем 11-17 февраля 1935 года, было принято решение о проведении новой сельскохозяйственной вы­ставки к 20-летию Октябрьской революции. Нарком земледелия М.А. Чернов назвал будущую новую ВСХВ «выставкой нашей колхозной деревни и наших совхозов», вспомнив ВСХВ 1923 года, которая демонстрировала единоличные крестьянские хозяйства. Наркомату земледелия и Моссовету было поручено найти подходящее место для выставки. Первоначально был предложен участок около Тимирязевской академии. Затем стали рассматриваться остальные участ­ки, которые располагались примерно на одинаковом расстоянии от центра го­рода вдоль паркового кольца утвержденного генплана 1935 года. Долгие поис­ки привели к оптимальному решению. В связи со значительным уменьшением ассигнований на строительство была выбрана малоосвоенная территория в рай­оне Останкино — между Останкиным, Алексеевским, Ростокиным и Леонозовым. Плоский, ровный рельеф делал затраты на вертикальную планировку мини­мальными, близость железнодорожной ветки облегчала подвоз строи-тельных материалов и в дальнейшем — экспонатов. Так как район был малозаселен, то и расселение было достаточно несложной проблемой.

Постановление СНК № 1821 от 17 августа 1935 года окончательно закре­пило эту территорию за ВСХВ. В созданный выставочный комитет вошли под председательством М.А. Чернова: И.Е. Коросташевский (зам. по строительст­ву), Я.Б. Збарский (зам. по организации выставки), А.И. Муралов и др. На мно­гие должности по организации ВСХВ-1937 года были привлечены специали­сты, принимавшие участие в выставке 1923 года — М.Е. Шефлер (председатель выставкома 1923 года), А.Г. Брагин (директор выставки 1923 года). Главным архитектором выставки был назначен В.К. Олтаржевский, бывший в 1923 году заместителем главного архитектора А.В. Щусева. Олтаржевский возглавил про­ектную мастерскую при выставкоме, в задачи которой входило составление ге­нерального плана и проектов основных павильонов. На объявленный закрытый конкурс было представлено 11 проектов, но предпочтение было отдано проекту группы Олтаржевского, который обобщил результаты прошедшего конкурса и подготовил окончательный генплан ВСХВ. Главной задачей генплана было обеспечение возможности осмотра всей выставки в кратчайшие сроки и созда­ние неординарного композиционного решения. Существует со-временная гипо­теза, что Олтаржевский взял за композиционную основу ВСХВ генплан Все­мирной выставки в Париже 1900 года. Довольно протяженную экспозицию ар­хитектор разделил на три основных участка: входную площадь, площадь Наро­дов и производственный центр сельского хозяйства. Расположение площадей, их размеры были продиктованы характером выделенной под застройку местно­сти. Этот проект генплана был одобрен постановлением Совнаркома от 21 ап­реля 1936 года. Открытие выставки поручалось провести в день Конституции СССР — 6 июля 1937 года. В мае 1936 года, исходя из принятого генплана вы- ставкомом, была утверждена окончательная схема размещения павильонов на выставке и программа показа всей выставки 1937 года, состоящая из семи ос­новных разделов. Проект комплекса будущих павильонов масштабом и деталя­ми явно напоминал выставку 1923 года, где павильоны строились в «народном» стиле из типовых деревянных элементов. Строительство выставки шло трудно — не хватало квалифицированных рабочих, низкое качество работ приводило к многочисленным переделкам. Временный характер павильонов диктовал и ма­териал — деревянные типовые элементы. К февралю 1937 года были закончены только основные работы по благоустройству территории — осушена площадка, проложена водопроводная и канализационная сети. Срок открытия выставки перенесли на 15 августа 1937 года. Затем постановлением СНК № 660 от 22 ап­реля 1937 года открытие было отложено до 1 августа 1938 года. Факт срыва сроков подготовки выставки к юбилею революции был налицо, кроме того, ко­гда все фасады павильонов были уже готовы, стало ясно, что ансамбль выстав­ки не выглядит столь впечатляюще, как было задумано изначально. Поэтому навыставке было решено построить еще ряд павильонов на площади Народов. В мае 1938 года строительство выставки было передано НКВД и к работам при­влечены заключенные. Часто менялись главные художники выставки: В. Стен- берг, Л. Лисицкий, В.Шестаков и наконец должность главного художника занял художник-реалист В. Яковлев. Полностью осуществить замыслы по застройке ансамбля и оформлению павильонов их авторам не удалось — в 1937 году на выставке началась волна разоблачений и арестов. Был арестован и главный ар­хитектор выставки Олтаржевский. На его место был назначен главный архитек­тор Москвы — С. Чернышев, а в 1939 году это место занял его заместитель — А.Ф. Жуков. В результате многие павильоны «как вредительское наследие» бы­ли признаны неудовлетворительными и были разобраны или впоследствии ре­конструированы. Неправильным оказалось и сооружение павильонов без окон с искусственным освещением по «чикагскому» образцу и на короткий срок — 100 дней. Сроки работы выставки стали планироваться на 5 лет. Подготовленный проект постановления СНК констатировал, что генеральный план Олтаржев- ского был решен совершенно неудовлетворительно — живописное расположе­ние осей относительно основной площади теперь жестоко критиковали, а связь между Ярославским шоссе и выставкой посчитали невыразительной. Однако генеральный план выставки сохранил основные элементы этого плана до наших дней — расположение главных аллей, площадей, зеленых зон. Одним из важных изменений стало решение раскрыть Главную аллею, перестроив павильон «Ме­ханизации», «создававший неверное представление о размахе выставки». Сле­дуя тенденциям того времени, площади должны были дать ощущение большого пространства, величия, чего не позволял сделать деревянный павильон «Меха­низации», стоявший ровно по центру. Сооружение павильона в виде эллинга было названо одним из важнейших улучшений архитектуры, так как открытой арочной конструкцией создано развитие главной аллеи в глубину выставки. Все работы по переделке павильонов были закончены к весне 1939 года.

В ноябре 1938 года наркомом земледелия был назначен И.А. Бенедиктов, вскоре возглавивший новый выставочный комитет. Именно он решал все важ­нейшие вопросы по строительству ВСХВ-1939 года и послевоенной реконст­рукции выставки. Было разобрано 11 павильонов и построены новые здания, все остальные павильоны подверглись полной реконструкции, и по существу это было строительством заново. В 57 павильонах была произведена замена и усиление фундаментов, в 25 — капитальный ремонт крыш, в 15 — заменены полы, в 6 — усилены и исправлены фермы.

К 1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка откры­лась. Для нее полностью реконструировали Ярославское шоссе — частично расширили, спрямили и нивелировали его трассу, заключили в подземную тру­бу большую часть реки Копытовки, снесли Крестовские башни и соорудили новый путепровод. Перед главным входом была установлена скульптурная группа В.П. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная для советского па­вильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. В основу проектов павильонов был положен принцип освоения исторического наследия и стилисти­чески все постройки были приведены к одному знаменателю. В композициях живописных и скульптурных работ исчезла конфликтность, повсеместно цари­ло проявление восхищения и борьбы «хорошего с лучшим». Но деятельность выставки вскоре была прервана Великой Отечественной войной, за годы кото­рой она пришла в полный упадок.

После войны в 1945 году к северо-западу от Выставки, между речками Ка­менкой и Лихоборкой был распланирован Главный ботанический сад Академии наук. И уже в марте 1946 года Бенедиктов обратился в Совет министров с идеей возобновить работу ВСХВ.

25 октября 1948 года Совет министров СССР постановил возобновить ра­боту ВСХВ с 1950 года и провести реконструкцию павильонов и реорганиза­цию экспозиции. По этому постановлению изменений генерального плана и масштабного нового строительства не предполагалось, так как экономика стра­ны была настолько ослаблена, что построить новую выставку не было возмож­ности. Планировалось реконструировать существующие павильоны, проведя только самые необходимые ремонтно-восстановительные работы с максималь­ной экономией средств. Для того, чтобы обновить архитектурный образ вы­ставки, решено было заново построить три павильона: Главный, Украины и Бе­лоруссии. Строить решили только в капитальных конструкциях. Ресурс рекон­струируемых павильонов рассчитывался уже на 10-15 лет. Для оперативного контроля над строительством и реконструкцией выставки был организован Главный комитет, первое заседание которого прошло 15 ноября 1948 года. Он явился приемником довоенного выставочного комитета. В марте 1949 года бы­ли вновь введены должности главного архитектора и главного художника вы­ставки. Экспозиция должна была быть расширена за счет сооружения павильо­нов для вновь присоединенных и образованных республик и областей. Многие павильоны за ветхостью были перестроены или построены заново. На руково­дство реконструкцией были назначены: главным архитектором ВСХВ А. Ф. Жуков. Главным скульптором ВСХВ был назначен Е.В. Вутечич, которого в 1951 г. сменил его заместитель, архитектор и скульптор А. В. Пекарев. Глав­ным художником ВСХВ вначале был назначен В. Н. Яковлев, находившийся на этой должности в 1949-1950 года, а затем Я. Д. Ромас. Но, несмотря на требо­вания ускорить темпы реконструкции и строительства на выставке в июне 1949 года из 102 объектов финансировалось только 48, по 15 объектам шла подгото­вительная работа, по 39 объектам не было финансирования из-за неутвержден- ной документации.

Летом 1949 года наметился резкий перелом в планировке и строительстве выставки. После посещения ВСХВ комиссией из ЦК было выпущено прави­тельственное постановление № 2960 от 3 июля 1949 года, в котором ГК пред­писывалось к 15 августа представить на утверждение Совета министров СССР генеральный план выставки. В стране поменялись политические цели и воззре­ния: если в 1939 году на выставке было необходимо показать завершение строительства социалистического колхозного хозяйства, то теперь всему миру тре­бовалось продемонстрировать быстрое восстановление народного хозяйства после разрушительной войны. Поэтому строительство новых сооружений

стало насущной необходимостью. Теперь выставка должна была стать памятником эпохе, воплощая все главные символы возрожденной страны. Открытие вы­ставки переносилось на 1951 год. Составление генерального плана было пору­чено главному архитектору выставки А.Ф. Жукову и его заместителю P.P. Кликсу. При составлении проекта авторы исходили из принципа, что выставка будет постоянно действующей. Это требовало строительства новых зданий только в капитальных конструкциях, а реконструируемым павильонам должен был быть максимально продлен срок службы. Несмотря на серьезные измене­ния, в целом планировка комплекса должна была остаться прежней и макси­мально использовать уже существующую застройку.

Одним из главных пунктов нового генплана стал перенос Главного входа на центральную ось выставки, что усилило жесткость «классической» осевой композиции. Для этого потребовался снос поселка Алексеевское и строительст­во для жителей новых домов. Главный вход должен был иметь вид мощной триумфальной арки с галереями по бокам. Сразу за входом проектировалась аллея с цветником, ведущая к Главному павильону. За Главным павильоном от­крывалась просторная центральная площадь с восьмигранным партером. Пло­щадь существенно расширялась. Для создания классической трехлучевой схе­мы были спроектированы южный вход и аллеи, ведущие от всех трех ворот на центральную площадь.

Окончательный генеральный план новой выставки был принят постанов­лением Совета министров СССР 30 января 1950 года. Теперь площадь выставки составляла 205,7 га за счет присоединения городских земель, парка культуры и отдыха им. Дзержинского и Главного ботанического сада. На этой территории расположились более 70 выставочных павильонов и более 120 других сооруже­ний. По периметру выставки был устроен пятикилометровый троллейбусный маршрут. Из-за расширения территории было снесено 55 деревянных домов и расселено 1500 жителей. Но сроки открытия выставки переносились и перено­сились. Включались все новые павильоны, и второстепенные объекты, снижа­лись реальные темпы строительства. К 12 июля 1953 года, к очередному откры­тию ВСХВ, не была достроена половина павильонов, не закончено изменение экспозиции в связи со смертью Сталина и невыполненный сельскохозяйствен­ный план 1951-1952 годов сократил число участников. Открытие выставки бы­ло перенесено на 1 августа 1954 года. В марте 1954 года были произведены по­следние изменения в генеральном плане — преобразования и переименования некоторых павильонов. Официальная церемония открытия состоялась в пол­день 1 августа 1954 года. Из руководства присутствовал только Бенедиктов. В печати выставку стали сразу называть «городом чудесных дворцов».

Но уже вскоре стало ясно, что первоначальная сельскохозяйственная на­правленность не отвечает потребностям настоящего и с 4 июня 1956 года часть территории ВСХВ была отдана под Всесоюзную промышленную выставку. 28 мая 1958 года Совет министров СССР принял постановление «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР». ВДНХ начала ра­боту 16 июня 1959 года и к ее открытию была построена Круговая кинопанора­ма. По новому генплану к выставке присоединялось еще 1,29 кв. км.

В 1960-х годах рядом с усадьбой Останкино была выстроена 540-метровая Телевизионная башня и здание Телецентра. В 1964 году установлен титановый обелиск, — мемориал космонавтики, выходивший к Ярославскому шоссе. С тер­риторией ВДНХ связан еще и фантастический проект проведения Всемирной выставки в 1967 году. Но этот проект не был осуществлен.

В 1962 году работа выставки была реорганизована по производственно­отраслевому принципу. С этого момента на ВДНХ практически потерялась связь между внешним видом павильонов и их содержанием.

Новым рубежом для ВДНХ стал 1967 год. На площади промышленности была установлена ракета-носитель «Восток» и сломаны три больших довоен­ных павильона. Вместо них появились три коробки из стекла и бетона. В 1968 году был разработан последний генеральный план. Предполагалось построить еще 38 новых павильонов и снести 27 старых деревянных. Но этим замыслам не суждено было осуществиться.

В 1960-х годах, когда граница Москвы определилась МКАД, территории вокруг выставки стали застраиваться массовым жильем, в основном пятиэтаж­ками. Застройка 1970-х годов привела к полной утрате исторического ландшаф­та, скрыв выразительность пейзажа и архитектурные ориентиры выставки.

В декабре 1991 года был издан приказ о создании акционерного общества «Всероссийский выставочный центр». С 1 февраля 1992 года ВДНХ была лик­видирована, и производственно-отраслевой принцип был признан нецелесооб­разным.

Участок, на котором должен был стоять павильон Москвы и Московской области, находился на площади Колхозов рядом с павильоном Украина. Па­вильон Украина располагался на центральной оси площади Колхозов и компо­зиционно был решен абсолютно симметрично, а к будущему павильону Моск­вы и Московской области вела боковая аллея. Это привело к ассиметричному решению композиции будущего здания. На обсуждение павильона для этого участка ВСХВ 1937 года было представлено ряд проектов. Архитектор Г.П. Гольц представил здание в легком театрализованном стиле с шестигранной не­симметричной башней и флагштоком. Проект А.В. Щусева представлял собой прямоугольный объем, по главному фасаду шла открытая аркада, а по оси ал­леи располагавшийся главный вход был решен мощным раскрепованным объе­мом со ступенчатой башней и флагштоком. По композиции и деталям павильон напоминал архитектуру Казанского вокзала. Из заказанных проектов павильона предпочтение отдали проекту архитектора В.Д. Кокорина. Павильон был выполнен в прямоугольном варианте с легкой аркадой на главном фасаде и высо­ким аттиком. Композиция главного фасада как и в двух предыдущих была ре­шена несимметрично — главный вход располагался по оси боковой аллеи. Перед входом на четырех столбах возвышалась конструкция с ажурным шпилем. У основания шпиля был помещен орден Ленина. Выполненный из дерева, па­вильон напоминал постройки Кокорина на ВСХВ-1923 года, конструкция шпи­ля ассоциировалась с конструкцией ветряка в центральном бассейне ВСХВ. Но, вскоре после начала строительства павильон пришлось разобрать — он не по­нравился Н.С. Хрущеву, бывшему в то время первым секретарем МК ВКП(б).

На месте разобранного деревянного архитектором Д.Н. Чечулиным был построен новый павильон в капитальных материалах и конструкциях для ВСХВ-1939. Здание стало называться павильоном Московской, Тульской, Ря­занской, Калужской и Брянской областей. Композиционный принцип преды­дущего павильона был сохранен и развит. Несимметричность башни относи­тельно основного объема, как и раньше, объяснялась расположением оси одной из двух аллей площади. Однако, если тогда доминанта была оправдана, так как вход на площадь был сбоку и дороги были равноценными, то после открытия нового входа расположенного по центральной оси выставки, аллея, ориентиро­ванная на башню стала второстепенной. Прямоугольный вытянутый вдоль площади Колхозов объем имел также как и павильон Украины высокий цоколь в один этаж. Он был сплошь покрыт барельефами работы скульпторов О.В. Ло- вишева и А.М. Лавинского. Выше шли стилизованные пилястры, упирающиеся в лаконичный карниз и над ним глухую аттиковую стену. По углам основного объема располагались акротерии, украшенные лепниной. Главный вход распо­лагался по оси аллеи. Ступенчатая композиция башенной части повторяла си­луэт выставочного павильона Иофана в Париже. Фасадная поверхность башни была окрашена темным цветом. Перед входом на высоких постаментах стояли вазы-флагштоки, оформленные лепным декором. Высокий портал главного входа был покрыт лепным декором. В верхней части лепной декор повторял рисунок акротериев. В центре располагался орден Ленина. Завершала башню бронзовая звезда. Плафон в интерьере вводного зала изображал Дворец Советов и летящий самолет над ним.

Послевоенная реконструкция павильона велась также по проекту Д.Н. Че­чулина, бывшего в то время главным архитектором Москвы и работавшем над проектами высотных зданий на Котельнической набережной и в Зарядье. Это отразилось и на архитектуре павильона. В ходе реконструкции были сняты ба­рельефы с цоколя основного объема и заменены мощным рустом, что придало зданию большую устойчивость. Сплошная аттиковая стена была заменена па­рапетом из тонких столбиков и пинаклей в виде шишек по осям главных про­стенков. Также полностью была перестроена башня — исчезла ступенчатость и появился ярусный силуэт, прямоугольный план башни изменил свой абрис — получив развитие в сторону площади и полукруглое завершение по заднему фа­саду. Высотная часть павильона получила и новое декоративное оформление. Главный вход фланкировался мощными пилонами в высоту основного объема, завершавшимися двумя скульптурными группами: представители рабочего и крестьянского классов поддерживали геральдические щиты с рельефами Крем­ля и одной из высоток. Эти две скульптурные группы были выполнены скульп­торами Н.В. Томским, М.Ф. Бабуриным, Д.П. Шварцем, В.Е. Цигалем, Л.Е. Кербелем. Над входом — скульптурный орден Ленина, которым был награжден город в год своего 800-летия. Трехярусная башня завершалась золотым шпилем с рубиновой звездой. В глубине вводного зала, украшенного по бокам колон­нами, открывалась пейзажная панорама Москвы 1950-х годов, выполненная ху­дожниками Б. Иорданским, И. Вайнманом, А. Малиновским площадью более 100 кв. м. Перед панорамой работал хрустальный фонтан с завершением в виде колосьев. Автор — скульптор И.М. Чуйков. На боковых стенах размещались два живописных панно, рассказывающих о сельском хозяйстве Московской облас­ти. Плафон был переписан и представлял собой голубое небо с облаками и фла­гами и нарисованными табличками «ВСХВ» и «1953». Справа от вводного зала располагался большой зал для показа достижений колхозов Московской облас­ти. Витражи, исполненные по рисункам художников С. Павловского и К. Эдельштейна, были выполнены в новой технике травления и алмазного гране­ния и обрамлены в чеканную и кованную латунь. Зал слева от вводного пред­ставлял Рязанскую и Тульскую области. В последнем зале Калужской и Брян­ской областей было установлено интересное трехсменное панно с размером картин более 40 кв. м. Через каждые полминуты картины изображавшие стада, поля овощей, автоматически сменялись.

С середины 1960-х годов и до нашего времени павильон стал называться «Зерно».

Здание павильона «Зерно» (бывший Московской области) принято под го­сударственную охрану как памятник истории и культуры государственного значения в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 5 июля 1993 г. № 1190-р «О включении в список памятников истории и культуры, подлежа­щих охране как памятники государственного значения, утвержденный поста­новлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О даль­нейшем улучшении дела охран памятников культуры в РСФСР», объектов гра­достроительства и архитектуры, расположенных на территории Всероссийского выставочного центра».

Кроме того, Объект входит в состав достопри­мечательного места «ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ» (Москва, просп. Мира, домовладе­ние 119), включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.