Фонтаны центральной аллеи (14 фонтанов), 1954 г., арх. Куранов В.М., Щуко Ю.В., комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Фонтаны центральной аллеи (14 фонтанов), 1954 г., арх. Куранов В.М., Щуко Ю.В., комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, просп. Мира, на территории ВВЦ
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1954 год
Правоустанавливающие документы Приказ Министерства культуры РФ от 01.06.15 № 1693, Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 18.11.15 № 521
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Куранов В.М., Щуко Ю.В.
Описание объекта

Расположенная на северо-востоке Москвы, нынешняя территория выставочного комплекса ВДНХ изначально являлась частью владения сначала Щелкановых, затем князей Черкасских, с середины XVIII века графов Шереметевых. В XVI веке ландшафт этого места представлял собой слегка всхолмленную территорию с густым лесом. Преимущественно это были дубравы и березовые рощи.

История Выставки по существу начинается в середине 1930-х гг., когда на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников было принято решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Земли под устройство выставки выделили на севере Москвы возле Ярославского шоссе, включая частично земли владений села Алексеевскою и Останкинского лесопарка. Выставку было решено открыть на 100 дней 1 августа 1937 года к 20-летию советской власти. Идея Выставки во многом носила символический характер. Для доказательства успеха колхозного строительства было решено создать изобилие на ограниченной территории.

Работы на ВСХВ начались во второй половине 1935 года. Павильоны делались из типовых деревянных деталей. Работа шла медленно, но к июлю 1937 года уже стояли павильоны Белоруссии, Украины, Закавказских республик, Татарии, Туркмении, Механизации, Главный павильон и др. Главным архитектором Выставки был Вячеслав Олтаржевский, им же разработан генеральный план. В 1938 г. он арестован, а на его место назначен Сергей Чернышев. Вход на Выставку, построенный Олтаржевским в стиле ‘’мягкого” модернизма, показался недостаточно монументальным и был снесен. На его месте Леонид Поляков построил трехпролетную триумфальную арку, украшенную скульптурными рельефами Георгия Мотовилова.

В июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» была перевезена из Парижа, где она пользовалась большим успехом на «Экспо-37», и смонтирована на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ.

Выставка торжественно открыта 1 августа 1939 года, на церемонии присутствовало 10 тысяч человек. Планировка выставки, раскинувшейся на площади почти 150 га, представляла парадную систему с крупными площадями, аллеями и множеством выставочных павильонов, а также с открытыми площадками для демонстрации успехов в развитии земледелия и животноводства. Основными планировочными узлами Выставки были Площадь Колхозов с Главным павильоном и Площадь Механизации с Павильоном Механизации, а также Административная площадь перед Главным (ныне Северным) входом и Прудовая площадь. Площади соединялись аллеями с декоративным озеленением и фонтанами. Выставочные павильоны отображали наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик.

Забытый и неприметный пустырь на северо-восточной границе Москвы превратился в уникальный выставочный город, где на 136 га были представлены 52 не похожих друг на друга павильона и еще 200 различных строений. За короткое предвоенное время Выставка стала местом притяжения многих тысяч жителей Москвы и гостей столицы.

С началом войны выставка закрывается 1 июля 1941 г., скот оперативно вывезен, уникальное собрание библиотеки ВСХВ, фотолабораторию и архив — эвакуировали в Челябинск. Павильоны законсервировали. На базе производственно-технических мастерских ВСХВ разместили цеха военно­ремонтного завода № 20. Весь жилой фонд заняли рабочие и служащие военно­оборонных предприятий. Именно здесь в 1941 году снимался культовый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Главные сцены фильма сняты на площади Колхозов (ныне Дружбы Народов). В 1942 г. на территории Выставки открыта школа разведки и контрразведки. Школа работала в павильоне № 442, который проектировался под культурный клуб образцовой советской деревни. (Сегодня в нем расположен Дворец бракосочетания.)

25 октября 1948 года Совет министров принял решение возродить ВСХВ. Открытие состоялось 1 августа 1954 года, ровно через 15 лет после первого открытия. К этому времени территория увеличилась до 207 га. Объемно­планировочная композиция выставки изменилась, теперь она должна была создать парадную картину послевоенного восстановления страны и превращалась в постоянно действующую.

Новая концепция Выставки согласно идеологии послевоенного возрождения СССР была разработана, как парадная и представительная картина восстановления социалистического хозяйства с его новыми победами и достижениями. Это в первую очередь относилось к градостроительным решениям и архитектурному облику всего комплекса выставочных зданий. Сооружение фактически новой выставки стало важным градоформирующим фактором этого района столицы. Основой новой планировки и застройки ВСХВ стала парадность общего композиционного решения и цельность архитектурного ансамбля. При этом была сохранена принципиальная схема функционального зонирования. В отличие от 1939 г., в новой реконструкции Выставки преобладала тенденция к возведению капитальных сооружений. Новый генеральный план сохранил в своей основе довоенное планировочное решение, но со значительными дополнениями. Автором проекта озеленения стал А.С. Коробов.

Основными дополнениями стало появление нового, более пампезного, парадного Главного входа с эспланадой идущей от Ярославского шоссе и продолжающейся за ним до Главного павильона. Сверху на монументальную пятипролетную триумфальную арку Главного входа была поставлена еще одна скульптурная группа «Рабочий и колхозница», но вместо серпа и молота они держали большой сноп колосьев.

Главный павильон был заменен на новый Центральный, построенный в виде мини-высотки увенчанной башней со шпилем. За павильоном разместилась площадь Дружбы народов (бывшая Колхозов) с фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок» и роскошным цветочным партером- буленгрином. Все эти элементы ансамбля разместились на центральной планировочной оси Выставки. Завершалась центральная ось павильоном «Земледелие», и тоже со шпилем, архитектора Д.Н. Чечулина.

Новым центром выставочной территории стала реконструированная площадь Колхозов с Главным павильоном (павильоном СССР) и с павильонами республик. В центре площади появился новый фонтан «Дружба народов», состоящий из 16 женских фигур в национальных костюмах, олицетворяющих республики СССР, размещенных в чаше фонтана. Вокруг фонтана организовали цветочный партер восьмигранной формы в плане, с понижением к центру. На противоположном конце площади Колхозов разместился фонтан «Каменный цветок», сооруженный по мотивам сказок П.И. Бажова. Он представляет собой обширный бассейн, облицованный красным полированным гранитом, на котором возвышался фантастический цветок из разноцветных сплавов. Оба эти фонтана до сих пор являются знаковыми достопримечательностями Выставки.

Севернее и южнее Центрального павильона, симметрично планировочной оси были устроены розарии четкой регулярной планировки, позднее северный превратился в рододендронарий с частично свободной планировкой. Южный совсем утратил первоначальную регулярную планировку.

Изменилось озеленение и благоустройство Выставки. По проекту архитекторов JI.C. Залесской, З.Ф. Зубаревой и А.С. Коробова на бывшей площади Колхозов был воплощен Центральный партер-буленгрин со сложным орнаментальным цветочным узором. В уникальном Розариуме произрастало свыше 50 тыс. сортовых роз. По периметру Выставки живописно проложена пятикилометровая круговая магистраль с троллейбусным движением, начинаясь и заканчиваясь возле Главного входа разворотными петлями. Большинство павильонов были перестроены.

28 мая 1958 г. бывший выставочный комплекс ВСХВ реорганизован в постоянно действующую всесоюзную выставку ВДНХ, открытие состоялось 16 июня 1959 г. Позднее павильоны переименовываются по производственному принципу. Попутно некоторые павильоны облачались в модернистские одежды. Самым заметным прибавлением к модернистской части Выставки стал огромный павильон СССР, привезенный с Монреальской выставки 1967 года и смонтированный на добавленной к Выставке территории.

Государственная идеология рука об руку шла с ВСХВ-ВДНХ многие годы. Зарубежные выставки на ВДНХ привлекали огромное количество посетителей. Середина 1980-х годов — время перемен в политической и экономической жизни страны, но выставка по прежнему радует посетителей прекрасными аллеями, цветниками и фонтанами.

Начало девяностых годов XX века — сложный период для России. Вся страна — грандиозная «толкучка», а Выставка, как всегда, гипертрофированное отражение эпохи. Под уничтожение попали экспозиции павильона «Центральный», «Культура» и другие выставочные экспозиции, даже ресторан «Золотой колос». В 1991 г. ВДНХ СССР преобразована в акционерное общество «Межреспубликанский деловой выставочный центр», а в 1992 г. Выставка достижений народного хозяйства стала открытым акционерным обществом «ГАО ВВЦ».

В 1993 г. на государственную охрану поставлены 49 павильонов и сооружений, каскад искусственных прудов со всей прилегающей территорией, Мичуринский сад, Дубовая роща (Шереметьевская дубрава), Каштановая роща и цветочные партеры. В 1994 году список дополнен 35 отдельными зданиями, также

рекомендуемыми к постановке на государственную охрану.

К 1994 году в павильонах ВВЦ закрыты практически все экспозиции, Выставка превратились в вещевой рынок и дымные шашлычные. В 2005 году пожар уничтожил павильон «Охота и звероводство», в 2011 году сгорел и павильон с уникальными росписями В.А. Фаворского «Ветеринария».

В начале 2000-х решено развивать выставочное направление и в юбилейном 2009 году, в дополнение к трем выставочным павильонам (№ 20, № 57 и № 69) открылся мультимедийный павильон № 75 «МосЭкспо, который отвечает всем современным требованиям выставочного комплекса международного уровня. В 2013 г. акции ОАО «ГАО ВВЦ» переданы Правительству Москвы, которое становилось при этом 100%-ным собственником акционерного общества. Всероссийский выставочный центр перешел в управление земельно-имущественному комплексу Правительства Москвы. 14 мая 2014 года выставка вернула себе свое имя — ВДНХ.

В 2014 г. ликвидированы некоторые незаконные пристройки, веранды, рекламные конструкции, палатки, ларьки, ограды, установленные путем самозахвата территорий выставки. Всего было снесено порядка 300 временных и незаконных строений. Решение о демонтаже ограждения Главного ботанического сада было принято скоропалительно без учета статуса ботанического сада как научно-исследовательского учреждения, а не утилитарного парка культуры и отдыха.

На территорию ВДНХ из парка ЦПКиО им М. Горького перевезен макет космического корабля «Буран». Треть территории ВДНХ занимает пешеходная зона, движение машин по территории существенно ограничено. Для любителей активного отдыха оборудованы пункты проката велосипедов и роликов, организованы велопарковки. Все здания центральной зоны выставки получили отремонтированные фасады. В ходе ремонта проведено раскрытие исторических фасадов некоторых павильонов, которые в 1960-1970-е годы были перестроены и скрыты металлическими фальшфасадами.

Композиционные особенности.

С самого начала выставка проектировалась как выставочно­рекреационная зона, все проекты реконструкции предусматривали сохранение и выявление всех ценных элементов сложившейся структуры ландшафта. Наряду с принятой достаточно жесткой осевой планировочной системой, дающей возможность быстрого осмотра экспозиций, существовала и периферийная система дорожек для спокойного прогулочного движения в места отдыха, предусматривающая максимальное сохранение лесного массива. По настоящее время в северо-западной части территории сохраняется лесопарковый участок, где располагается зона отдыха выставки. Это остатки коренного лесногомассива Останкинской дубравы. Возраст произрастающих здесь дубов составляет 100 и более лет. Дубрава имеет несомненную историческую и эстетическую ценность. Единичные старовозрастные дубы и ныне встречаются на разных участках территории выставки, один из них находится непосредственно возле фонтана «Дружба народов».

Для создания в кратчайший срок максимального декоративного эффекта в большом количестве применялся цветочный посадочный материал. Площади и аллеи на всей территории Выставки были оформлены богатыми цветниками: красочные узоры клумб гармонировали с архитектурой и декоративным оформлением павильонов. Крупные массивы герани, флоксов, левкоев, астр, гвоздики, канн, петунии, георгин, ковровых цветов и большое количество разных сортов роз обогащали ансамбль Выставки.

В 1967 г. к существующим насаждениям добавилось более 1000 деревьев 13 различных пород, более 2000 кустарников 15 пород, дополнена сеть садовых дорожек. Одной только сирени на ВДНХ насчитывалось 37 сортов разной формы и окраски.

Начиная с 1970 г. Выставка постепенно отказывается от парадности и излишней торжественности, от устаревших форм показа экспонатов. Особенно заметно это по эволюции цветочного оформления выставки. От чрезвычайно усложненных композиций из ковровых растений, пышных клумб и ярких цветочных партеров, она переходит к более простым и скромным цветникам, иногда просто полоскам цветов двух-трех колеров на газоне, либо к более сложным, но менее трудоемким миксбордерам из многолетников.

Вопрос создания главного входа наиболее ярко проработан в середине 1950-х гг., когда проектное решение было основано на активном развитии новой планировочной оси всей Выставки. Стилистика архитектуры входа основана на использовании классических приемов переработанных в характере активно развивавшегося в то время направления советской архитектуры. Построенная по принципу пропилей, с 5 арками, и обширной аванплощадью фланкируемой галереями и кассовыми павильонами, увенчанной скульптурной группой, это сооружение создавало торжественный художественный образ.

Участок, на который разработана рассматривая проектная документация, находится на центральной оси Планировочной структуры, 1939, 1954 гг. Выставки, начиная от Главного входа до павильона Земледелие. Сразу за павильоном Главного входа до Центрального павильона № 1 продолжается трехчастная эспланада, состоящая из центрального променада с цветочными партерами, на которых размещены четырнадцать фонтанов, по семь с каждой стороны и боковых аллей с рядовыми посадками из каштана конского, высаженных в прямоугольниках по восемь с каждой стороны. Северный ряд из каштана конского, именуется «Каштановая роща». Название это получилось, когда в 1968 г. здесь заложена так называемая «Аллея космонавтов», состоящая из ряда каштанов в один ряд высаживаемых космонавтами. Всего высажено 76 деревьев. «Каштановая роща» (Аллея космонавтов) проектом нерассматривается.

Вдоль боковых фасадов Центрального павильона проходят аллеи, которые соединяют Главный вход с площадью Дружбы народов.

В границы проектирования также вошли участки розариума вдоль боковых фасадов Центрального павильона:

— Розарий южный (авторы проекта JI. Залесская и Р. Оборина) — декоративно-коллекционный участок, который предназначался для выращивания и экспонирования различных садовых групп и сортов роз.

—  Рододендрарий (бывший розарий северный), воплощенный в 1981 г. по проекту Московского лесотехнического института — создавался по типу модульного сквера для выращивания и экспонирования рододендронов. Было высажено 14 видов рододендронов, зимующих в открытом грунте с легким укрытием. Кроме того в композициях рододендрария участвовали розы, многолетники и летники, хвойные и лиственные деревья и кустарники. В настоящее время большинство растений утрачено.

Площадь Дружба народов является наиболее значимым композиционным акцентом Выставки. Она имеет форму прямоугольника значительно вытянутого вдоль центральной планировочной оси. Перед Центральным павильоном устроен фонтан «Дружба народов» восьмигранной формы, в чаше фонтана установлены 16 женских фигур в национальных костюмах. Вокруг фонтана организованы пешеходные дороги и цветочные партеры в плане повторяющие восьмигранную форму чаши, с понижением к центру.

На противоположном конце площади Колхозов разместился фонтан «Каменный цветок» с обширной водной поверхностью. Между фонтанами находится партер-буленгрин, первоначально с более выраженным заглублением. В настоящее время уровень партера сровнялся с окружающей замощенной пешеходной поверхностью. Здесь устраивался сложный цветник на протяжении нескольких десятилетий, в 1990-е гг. в виде простой волнистой ленты или свободный газон. В конце 2000-х гг. на территории парков города Москвы проводятся так называемые фестивали цветников, в том числе и на территории выставочного комплекса, тогда под эти цели использовался и партер-буленгрин. В результате этих действий уровень поверхности несколько повысился и сократился эффект восприятия такого садово-паркового сооружения как буленгрин.

В 1960-е гг. в советском паркостроении устанавливается стиль помпезной монументальности, при котором считалось, что торжественная обстановка соответствующая советскому образу восприятия может быть создана при помощи рядовых посадок из ели колючей формы серебристая. И тогда повсюду стали высаживаться ряды или симметрично расставленные экземпляры этих растений. Не избежал этой участи и выставочный комплекс ВДНХ. «Голубые» ели были высажены на центральной планировочной оси — вокруг фонтана «Дружба народов» и рядами вдоль площадки фонтана «Каменный цветок». В настоящее время сохранившиеся экземпляры «голубых» елей имеют низкую эстетическую оценку декоративности, в основном по причине отсутствияквалифицированного ухода и обеспеченности необходимых условий произрастания, а также ввиду высокого возраста. Как показывает европейский опыт, растения произрастающие в условиях мегаполиса подлежат замене по истечении двадцатипятилетнего возраста.

При подготовке Акта государственной историко-культурной экспертизы было отмечено, что ансамбль выставочного комплекса ВДНХ — сложный и одновременно уникальный градостроительный, ландшафтный и художественный памятник, связанный с историей советского парко строения, представляющий собой яркий образец различных приемов ландшафтной архитектуры собранных на единой территории.