Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Служебная постройка, 1818-1823 гг., арх. Д.И. Жилярди, усадьба Луниных
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, Никитский бульв., дом 12А, строение 1
Вид объекта ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы
Датировка 1818-1823 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Жилярди Д.И.
Описание объекта

Первое документальное свидетельство о рассматриваемом домовладении относится к рубежу XVII — XVIII вв., когда оно принадлежало стольнику Ивану Михайловичу Пансыреву. В 1701 г. он продал усадьбу Марии Васильевне Зубовой, после которой она принадлежала капитану Ивану Борисовичу Зубову и «недорослю» Николаю Васильевичу Зубову.

Каменная застройка владения возникла не позднее конца XVII — начала XVIII в., скореё всего при Пансыреве или при Зубовых. В это время в I дубине участка были сооружены кирпичные одноэтажные палаты с подвалом, сохранившиеся в объеме дворового крыла существующего главногодома. Восточным торцом они выходили на линию застройки Калашного переулка.

В 1722 г. Зубовы продали владение прапорщику князю Алексею Степановичу Путятину. В 1787 г. архитектором Е.С. Назаровым был сооружен двухэтажный с антресолями (по существу с третьим этажом) кирпичный дом, включавший в свой первый этаж существовавшие палаты.

В 1796 г. усадьбу купили Авдотья Семеновна Лунина и ее муж генерал- лейтенант Петр Михайлович Лунин, родственник декабриста М.С. Лунина. По описи 1801 г. и его плану 1802 г. двухэтажный с антресолями главный дом имел подвал «фряжский погреб, у коего стены выкладены белым камнем». Железная кровля была выкрашена в белый цвет. В первом этаже находилось 7 жилых комнат, две кладовые и трое сеней, во втором и антресольном этажах — по 11 комнат и по двое сеней. Таким образом, этаж который в документах называли антресольным, по существу был полным третьим этажом, но, очевидно, незначительной высоты. Первый и второй этажи связывала дубовая парадная лестница с точеными балясинами. В трех этажах имелись изразцовые голландские печи, а во втором и третьем этажах по одному камину из белого мрамора. В двух комнатах второго этажа были паркетные полы, в остальных помещениях — дощатые. Стены и потолки в комнатах второго и третьего этажей были оштукатурены и расписаны.

Помимо главного дома усадьба включала несколько каменных и деревянных построек. Во время пожара 1812 г. усадьба сильно пострадала, по многие постройки все же сохранились, в том числе деревянные. Восстановление усадьбы началось между 1815 и 1817 гг. Автором нового архитектурного ансамбля считается выдающийся архитектор Д.И. Жилярди, которому приписываются проект построек, как по устойчивой традиции, так и по стилистическим признакам.

К концу 1818 г. все постройки, кроме главного дома были завершены, причем некоторые из них возводились на основе уцелевших каменных корпусов. Одноэтажный северный жилой флигель, вытянутый вдоль бульвара, включил в свой объем два допожарных флигеля, объединенных новой встройкой. Объем двухэтажного северного жилого корпуса, по- видимому. Был сохранен в прежних габаритах. Одноэтажный восточный служебный корпус был выстроен вместо разобранной деревянной конюшни, и включал при этом в своих торцевых частях два допожарных объема. В те же годы, после стоявших на этом месте построек, возвели новый двухэтажный южный флигель по красной линии Никитского бульвара и примыкающий к нему же одноэтажный южный служебный корпус, выходящий в переулок. Флигель, возможно, стал жилым домом Луниных, так как главный дом в 1821 г. еще недостроенным был продан Государственному коммерческому Банку.

Сооружение главного дома завершилось к концу 1822 г, тогда к зданию XVIIIвека с запада пристроили новый объем вдоль бульварного проезда, притом разобрали

западную торцевую часть старого корпуса, а также заменили в нем внутренние стены второго этажа и заново возвели третий этаж. К февралю 1823г. Государственный коммерческий банк купил у Авдотьи Семёновны Луниной все владение, а также соседнюю с юга усадьбу. На всей территории разместилась Московская контора банка и находилась здесь вплоть дом 1917 г.

В середине XIX в. были заложены ворота со стороны Калашного переулка, а со двора к ним сделана небольшая хозяйственная пристройка. В то время почти все строения в основном использовались банком под жилье, очевидно, для своих служащих. Лишь южный корпус, стоящий вдоль Калашного переулка, был тогда нежилым. К 1896 г. стал нежилым и нос точный корпус по Калашному переулку.

В первые годы после 1917 г. владение по-прежнему занимала Московская контора банка, называвшегося теперь Народным. Впоследствии в зданиях комплекса размещался автомобильный клуб, затем различные учреждения, занимающиеся внешкольной воспитательной работой среди детей.

В начале 1920-х гг. к северному дворовому флигелю сделана дворовая пристройка. В 1925 г. были возведены вторые этажи над корпусами вдоль Калашного переулка в связи с приспособлением их под жилье. С 1960-х гг. все постройки усадебного комплекса занимает Государственный музей искусства народов Востока, который открылся здесь в 1984 г.

В 1950-е гг. по постройкам комплекса были проведены реставрационные работы. Тогда были отреставрированы фасады главного дома и частично его интерьеры.

С 1969 по 1980-е гг. главный дом и флигель снаружи реставрировались по методу консервации, интерьеры — методом фрагментарной реставрации. Тогда же выполнены конструкции крыш. Остальные постройки подвергались в 1970-е — начале 1980-х гг. капитальному ремонту. В 1985 г. к бывшим восточным воротам со стороны двора пристроен двухэтажный переход, соединявший восточный и южный служебные корпуса.

В настоящее время вся наружная отделка строения 1 (главный дом) выполнена в процессе реставрационных работ 1980-х годов. Наружная поверхность белокаменного цоколя окрашена краской, на поверхности наблюдаются высолы, участки расслоения белого камня и значительные по площади участки биопоражений. Штукатурный слой покрыт мелкими фещинами, в местах намокания наблюдается отслоение штукатурки от кирпичной кладки, есть участки, заделанные цементным раствором.

Парапеты и ступени крылец, а также лестницы в подвал — в неудовлетворительном состоянии.

Первоначальная отделка помещений 1 этажа не сохранилась и полностью выполнена в процессе реставрационных работ 1980-х годов. На втором этаже сохранились подлинные исторические элементы интерьера: роспись сводов, карнизы, колонны, пилястры с капителями, паркеты, отопительные печи, камин.

Третий этаж подвергся наибольшей перепланировке при приспособлении под музей. Первоначальная отделка, за исключением карнизов, не сохранилась.

Строение 2. Второй этаж восточного крыла надстроен в 1925 г. На месте ворот, выходящих в Калашный переулок, сделана в позднее время одноэтажная пристройка — переход, надстроенная вторым этажом в 1989-е годы. От исторической отделки интерьеров первого этажа сохранились колонны, печи, тянутый карниз и паркетный пол в вестибюле музея, колонны и кессонированный плафон потолка у лестницы. На втором этаже сохранилась частично отделка одного зала — две колонны ионического ордера, тянутый карниз и паркетный пол.