Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Боголюбская церковь, 1685 г., ансамбль Высоко-Петровского монастыря
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, ул. Петровка, дом 28, строение 11
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1685 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Церковь во имя Боголюбской иконы Божьей Матери — второй по значению храм Высоко-Петровского монастыря, принадлежит к числу хорошо сохранившихся образцов московского зодчества конца XVII века. По уточнённым данным строительство Боголюбской церкви относится к 1684 году и связано с событиями 1682 года — трагической гибели во время стрелецкого мятежа 5 мая 1682 г. двух родных дядей Петра I, Ивана и Афанасия Нарышкиных и последующего их погребения в стенах Высоко- Петровского монастыря. Чин освящения храма определился не сразу, а после того как в 1690 году царь Петр I совершил паломничество в древний Владимирский Боголюбский монастырь и привёз оттуда список одноимённой чудотворной иконы, посвятив ей недавно построенный храм-усыпальницу Нарышкиных в память «великих чудес от сей иконы бывших».

Объемно-пространственная композиция Боголюбской церкви состоит из увенчанного пятиглавием стройного двухсветного четверика с обширной прямоугольной трапезной, вытянутой по продольной оси восток-запад и перекрытой коробовым сводом; с востока к четверику примыкает самостоятельный пониженный объем трехапсидного алтаря. Всё здание было возведено на относительно невысоком подклете, в уровне которого вдоль боковых стен храма и трапезной располагались открытые галереи (гульбища) с выстилкой пола лещадными плитами и решетчатыми деревянными парапетами «в каменных столбах». С трех сторон с гульбища на монастырь спускались с запада и юга каменные, а с севера деревянные крыльца.

Стены и своды здания сложены из кирпича. Первоначальные крыши были деревянные, главы покрыты гонтом (лемехом), а трапезная, апсида и храм — тесом, в дальнейшем замененные железным покрытием.

Элементы фасадного декора выполнены из белого камня и фасонного кирпича, образуют фигурные обрамления порталов, спаренные и «пучковые» (на углах) колонки, многопрофильный крепованный карниз, аркатурно- колончатые пояски, килевидные кокошники в обрамлении окон и основаниях барабанов, а также другие мотивы традиционного «московского узорочья». Поверху объема стены четверика устроен нарядно декорированный ряд кокошников.

В 1807 году часть галереи с запада была разобрана и на её месте выстроена паперть, почти вдвое увеличившая объем трапезной. Позднее были разобраны и остальные галереи с юга и севера. В остальном первоначальная архитектура памятника почти не изменилась, если не считать досадных утрат внешней композиции памятника в начале советской эпохи, в основном компенсированных трудами реставраторов в период 195Ох и 1970-1980-х годов.

Внутри пространство трапезной раскрыто тремя широкими арками в четверик, что, объединяя обе части храма, придаёт обширность его интерьеру. В южной части апсиды устроена антресоль, где располагалась ризница; туда ведёт внутристенная лестница. На своде и стенах четверика уцелела лепнина 1740-х гг. и академическая живопись рубежа XVIII-XIX вв., частично расчищенная и закреплённая. В алтаре и трапезной живопись скрыта побелкой.

В трапезной, над захоронениями Нарышкиных и других лиц из знатных московских фамилий прежде стояли имитации надгробий, к настоящему времени не сохранившиеся. Подлинные белокаменные надгробия располагаются под южной галереей Сергиевской церкви. До 1929 года в церкви сохранялся первоначальный иконостас, выполненный мастерами школы Симона Ушакова.

В целом строительная история Боголюбской церкви за три минувших столетия была историей крупных и мелких ремонтов и небольших починок, не нарушивших принципиально общей композиции храма и его художественно образа. Началом этой «истории» стали два пожара Высоко-Петровского монастыря случившиеся в 1703 и 1712 годах.

Первый из них почти не коснулся Боголюбской церкви, но во время второго на ней погорела деревянная крыша, после чего вновь была восстановлена из того же материала, а именно — из теса и драни.

Через полстолетия от времени построения здания во внешних частях здания стали обнаруживаться ветхости. К 1735 году на открытых боковых папертях-гульбищах обветшало лещадное покрытие пола, в столбах и перемычках галерей наметились трещины; в кровле храма и трапезной образовались протечки, от чего в интерьере стали повреждаться штукатурка стен и иконы. Ввиду перманентной нехватки средств ремонтные работы по храму затянулись до 1739 г.

С начала 1730-х до середины 1740-х годов над работами по ремонту монастырских ветхостей систематически надсматривал архитектор И.Ф. Мичурин. В 1746 году гонтовая крыша на трапезной была заменена железной, при этом был заметно опущен венчающий карниз, а завершения оконных наличников срублены. Тогда же перестроили западное деревянное крыльцо, которое после разборки заменили каменным крыльцом с площадкой.

В 1750-е годы ремонтными работами по монастырю занимались зодчие и

мастера из числа архитекторской команды Д.В.Ухтомского.

К 1780-1781 годам относятся крупные ремонтные и художественные работы по всему монастырю, обошедшиеся в сумму более 9 тысяч рублей. Принято считать, что именно тогда на защищенном железной кровлей своде четверика появились роспись и лепные украшения.

Важный этап преобразований пришелся на начало XIX века:в 1804 году производилась вычинка декора на фасадах здания и установка на галереях деревянного балясника взамен прежней решетчатой ограды «в каменных столбах». В 1807 году артель подрядчика Якова Федорова пристроила к западной части трапезной кирпичный притвор под двухскатной кровлей; при этом первоначальный декор западного фасада трапезной был уничтожен. В 1809 году перед западным входом соорудили белокаменное крыльцо.

В 1812 г. во время неприятельского нашествия и пожара Москвы Боголюбский храм уцелел, но, как и другие храмы обители был осквернен и разграблен французскими солдатами: каменные гробницы Нарышкиных, украшенные красным бархатом и образами, были частично разбиты и разграблены; наиболее ценные покрова похищены. В 1814 году его фасады были побелены, а обветшавшие ограждения галерей укреплены и починены.

К началу 1840-х годов обветшали уже сами галереи, и тогда же было принято решение об их полной разборке.

Следующий большой ремонт в интерьерах памятника производился в 1877 году, когда в иконостасе заменили царские двери, а иконы промывались, чинились и обновлялись. К тому же времени относятся художественные штукатурные работы — декоративная лепнина в виде богатых картушей, украсивших своды трапезной.

В последней четверти XIX — начале XX века достаточного внимания состоянию Боголюбской церкви не уделялось. В результате, ценнейший памятник московского зодчества конца XVII века вошел в новую (советскую) эпоху, хотя и в несколько запущенном состоянии, но все, же с минимально возможными изменениями первоначального облика архитектуры и декоративного убранства.

В 1930 г. у южной стены трапезной и алтаря появилась пристройка для котельной. Между 1932 и 1934 гг., когда здание временно арендовалось «Осоавиахимом», были разобраны главы храма.

С 1935 г. до середины 1950-х гг. в церкви размещался ремонтно­механический завод «Совхозреммаштреста». При приспособлении помещения пространство двусветного четверика было разделено промежуточным междуэтажным перекрытием; лестницу’ в верхний этаж сделали в северо- восточном углу церкви; северную часть алтаря отделили от храма кирпичной стеной; у южного фасада трапезной появилась кирпичная пристройка, предназначенная для котельной.

После Великой Отечественной войны Высоко-Петровский монастырь перешел в непосредственное ведение Министерства культуры РСФСР, проводившего в нем с 1950-х до начала 1990-х гг. плановые научно­реставрационные работы.

В 1946 г. по заданию Органа охраны памятников МК РСФСР группой аспирантов МАИ (ныне МАРХИ) производились натурные исследования и делались архитектурные обмеры Боголюбской церкви.

В состав инициативной студенческой бригады конца 1940-х годов (аспирантов МАРХИ) входил архитектор Борис Прокофьевич Дедушенко, который в дальнейшем связал свою жизнь и профессиональную деятельность с судьбой построек ансамбля с Высоко-Петровского монастыря. С конца 1970- х гг. он фактически возглавил реставрацию Боголюбской церкви, работы по которой продолжались с перерывами до конца 1980-х гг.

Во время ремонтно-реставрационных работ 1951-1959 гг., проводимых специалистами Московской СНРПМ, были разобраны поздние пристройки к Боголюбской церкви; тогда же проводились архитектурно-археологические исследования и историко-архивные изыскания.

С рубежа 1970-1980-х годов реставрационные работы на памятнике проводились силами Объединения «Росреставрация»; исследовательские и проектные работы выполнялись специалистами АРМ-4 института

«Спецпроектреставрация» (научн. руков.Б.П. Дедушенко, автор проекта Н.Л. Смирнова, автор историко-архивных исследований искусствовед Н.В. Галактионова). На этот период пришлось воссоздание первоначального по материалу — лемехового покрытия четверика и восстановление луковичных глав, тесового покрытия трапезной и алтаря, металлического покрытия притвора. Был восстановлен карниз трапезной и алтаря, отреставрирован декор фасадов; частично восстановлена южная галерея-гульбище. Снаружи объем здания освободили от всех поздних пристроек советского времени. Но работы по интерьерам (в том числе, по исследованию стенной живописи) тормозились современным использованием памятника: в 1980-е годы здесь находилось хранилище центра «Росизопропаганда», заинтересованного в сохранении позднего междуэтажного перекрытия в храме.

В начале 1990-х годов Высоко-Петровский монастырь был возвращен Русской православной церкви.