Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Колокольня с надвратной церковью, 1690 г., ансамбль Высоко-Петровского монастыря
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, ул. Петровка, дом 28, строение 3
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1690 г.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Высоко-Петровского монастыря представляет собою незаурядное инженерное сооружение, обладающее высокими художественными достоинствами.

Возведенный в 1680-1690-е гг. объем колокольни занял место в разрыве линии западной монастырской ограды, тянувшейся вдоль проезда по улице Петровке. Композиция составлена из трех функционально различных частей, сопряженных по вертикальной оси. Общим основанием служит широкий прямоугольный объем, изначально прорезанный по оси восток-запад тремя параллельными сквозными сводчатыми проездами, из которых средний шире боковых, выполняющий роль главных въездных ворот монастыря. Над центром основания возведен компактный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, в котором была устроена надвратная Покровская церковь, освящающая собою главный вход в монастырь. Кровли нижнего яруса по сторонам четверика Покровской церкви служили открытой папертью, ограждаемой каменной балюстрадой. В свою очередь, четверик второго яруса колокольни служил основанием столпообразной двухъярусной звонницы, завершенной куполообразной кровлей и увенчанной луковичной главой на стройном восьмигранном барабане. Для сообщения между ярусами использовались каменные внутристенные лестницы. Сложные карнизы и изящный ордерный декор (парные колонки фасадов основания колокольни, пучки трехчетвертных колонн на углах четверика, трехчетвертные колонки на углах восьмериков, изящные детали парапетов, украшенных белокаменными пинаклями, фиалами и «ширинками», и др.) обуславливали нарядный облик сооружения, характерный для стилистики, так называемого, «нарышкинского барокко» и корреспондирующий в ансамбле монастыря со стороны улицы Петровки с художественно выразительными фасадами корпуса Братских келий. Новаторство зодчих в данном случае проявилось в том, что в пределах одной вертикальной композиции здесь, впервые в русском зодчестве, оказались совмещенными сразу два исторических типа архитектурных композиций — церквей «иже под звоны» («иже под колоколы») и, так называемых, «надвратных» церквей (иначе — «церкви на святых вратех»). Объединяющим архитектурно-символическим «ядром» общей композиции колокольни Высоко-Петровского монастыря стала надвратная Покровская церковь.

Новая колокольня возводилась в общем комплексе монументальных каменных построек, включавших Боголюбскую соборную церковь, трапезную церковь Сергия Радонежского, перестраиваемый из палат бояр Нарышкиных корпус братских келий и каменные монастырские стены.

С северной стороны к проездным воротам изначально примыкала каменная сторожка. Она имела габариты «длиною на двух саженях шириною на одной сажени и на одном аршине с половиною», и отапливалась печью. Окна «приворотной кельи» выходили на проезжую улицу, а вход был устроен в боковой сене северного проезда Святых ворот. Впоследствии бывшее помещение сторожки вошло в объем архимандричьих (настоятельских) келий и первоначальный вход заложили. Датой

окончания строительства колокольни принято считать, либо 1690- й (когда была обустроена и освящена надвратная Покровская церковь), либо 1694-й годы. Называется и третья дата окончательного завершения строительства: 1702-1703 гг., когда на верхнем ярусе звонницы установили боевые часы, изготовленные часовых дел мастером Иваном Захаровым. С этого времени верхний ярус стали называть «часовым чуланом», т.к. в нем был устроен деревянный чулан для механизма часов.

По описи 1694 года внутреннее убранство Покровской церкви не было богатым: небольшой трехъярусный иконостас, по стенам развешено семь икон, в центре помещения висело медное паникадило.

Здание колокольни подвергалось неоднократным ремонтам, однако существенных изменений в облик памятника они не внесли. В середине XVIII века была заменена на железную деревянная крыша, в связи с чем изменилась и форма покрытия колокольни, в настоящее время восстановленная. Восстановлены и прежде частично заложенные арочные проемы в ярусах восьмерика. В середине XIX века были заложены боковые арки ворот, а в 1873 году, по просьбе настоятеля, в южная арка была приспособлена под часовню. Здание колокольни представляет собой соединение трех различных по функциональному назначению частей: массива ворот с тремя проездными арками, кубического объема и двух ярусов звона над ним. Такое сочетание различных построек впервые было применено именно в Высоко-Петровском монастыре. После закрытия монастыря, в конце 1929-х гг., помещение Покровской церкви было приспособлено под жилье.

Работы по спасению памятника состоялись в послевоенный период. Они начались в 1951-1959 гг. По проекту инженера Н.Зварыкина было проведено инъектирование трещин в стенах колокольни. Тогда же делались вычинки декора, поверхностей стен, парапета гульбища. Была отреставрирована луковица главы и заменен металлический каркас крыши (с изменением формы покрытия на близкую к первоначальной), заменена гидроизоляция и лещадное покрытие гульбища.

Следующие этапы реставрации проводились в 1960-х и 1990-х годах.

В начале 1990-х все исторические постройки Высоко-Петровского монастыря были возвращены Русской Православной церкви. Одной из первых для богослужения была возобновлена надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, освященная в 1995 году. Тогда же она была обустроена церковным имуществом — престолом, паникадилом и иконами, выполненными из цветной керамики современным художником В. Куприяновым.

Здание колокольни представляет собой соединение трех различных по функциональному назначению частей: массива «святых ворот» с тремя проездными арками, кубического объема церкви Покрова Пресвятой Богородицы и двух ярусов звона над ней, выполненных в традиционной композиции «восьмерик на четверике». Здание выложено из кирпича в стиле московского барокко конца XVII в. на белокаменном цоколе с белокаменными тесаными деталями. Вся композиция завершается луковичной главой на стройном восьмигранном барабане.