Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Пахомия, 1753-1755 гг., ансамбль Высоко-Петровского монастыря
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, ул. Петровка, дом 28, строение 7
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1753 - 1755 года
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Надвратная церковь во имя преподобного Пахомия Великого построена в 1753 — 1755 гг. на пожертвования настоятеля монастыря архимандрита Пахомия на древнем основании ворот усадьбы Нарышкиных. Расположена на западной границе монастырской территории в линию с монастырской оградой, выходя на проезд Крапивинского переулка и вплотную прилегая к западной оконечности двухэтажного каменного корпуса братских келий второй половины XVII в. является весьма ценным по художественным достоинствам «многослойным» памятником архитектуры со сложной строительной историей, занимая важное место в истории и в композиции архитектурного ансамбля Высоко-Петровского монастыря.

Объемная композиция памятника слагается их двух частей — нижнего яруса так называемых «задних ворот», восходящих, на основании исторических сведений, к середине или концу XVII вв., и основного объема храма, возведенного над древним основанием в 1753-1755 гг. Прилегающие друг к другу старинные здания «задних ворот» и «наугольного корпуса» палат бояр Нарышкиных образовывали замкнутый угол построек, заменяющих собою ограду на линии пересечения ул. Петровки и Крапивинского переулка. Геометрически неправильная конфигурация основания Пахомиевской церкви обуславливалась градостроительной ситуаций — границами территории участка со сходящимися под острым углом линями улицы и переулка.

Нижний объём, являющийся основанием церкви, представляет собой ворота XVII в. усадьбы Нарышкиных в обстройке XVIII-XX вв. Трапециевидный в плане объём состоит из трех частей — арки проездных ворот, перекрытой высоким цилиндрическим сводом, и двух помещений (палаток) с восточной и западной стороны. Как показывают материалы историко-библиографических исследований, конфигурация плана нижнего яруса в XIX в. соответствовала верхнему. Нынешнее архитектурное оформление и форма стен северного и восточного фасада воссозданы по сохранившимся остаткам в 1960-е гг. Гладкие поверхности стен облицованы блоками белого камня. Центральная часть оформлена развитым ордером из сдвоенных пилястр с базами и капителями, арку обрамляет широкий архивольт. Внутри арки разновременная белокаменная кладка цоколя сочетается с частично оштукатуренной поверхностью стен и сводов.

Собственно Пахомиевская церковь имеет традиционную для середины XVIII в. композицию «восьмерик на четверике». Кубический объем храма перекрыт сомкнутым 8-лотковым сводом и увенчан декоративной главкой. Восточную часть образует объём 5-гранной апсиды. С западной стороны, симметрично выступу апсиды, к четверику храма примыкал притвор (ныне не существующий).

Детали декора — сложные обрамления окон с раскреповками, многопрофильные карнизы четверика и восьмерика, ордерные элементы пилястр, подоконные фартуки и кронштейны выполнены из белого камня. Имеются значительные утраты, связанные с тем, что уровень мощения галереи вокруг здания постепенно нарастал, а полноценный водоотвод не обеспечивался. По внешним признакам авторство приписывают архитектору Д.В. Ухтомскому,

деятельность которого в монастыре совпадает со временем постройки.

Первоначальное покрытие храма было деревянным, а пол покрывали чугунные плиты, которые были разобраны при ремонте 1776г.

После разорения французами в 1812 г. церковь Пахомия, в отличие от других храмов обители, не была возобновлена и осталась без освящения. Ее помещение с 1830-х гг. отошло к церковно-приходскому училищу, занимавшему соседние части прилегающего с запада здания, затем его передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки (1864 — 1903 гг.), также в бывшем храме размещалось «Общество любителей духовного просвещения».

В 1835 г. небольшая часть церкви Пахомия обрушилась и была покрыта тесом. В 1842 г. церковь Пахомия была отремонтирована и вновь выкрашена в два цвета — охрой и известью. Церковь была переосвящена во имя Петра и Павла в 1914 г. В 1920-е гг. монастырь был закрыт, из-за использования зданий не по назначению и отсутствия надлежащего ухода многие постройки находились в запущенном состоянии и нуждались в неотложном реставрационном вмешательстве.

Существующий облик всего двухъярусного сооружения сложился в результате комплекса ремонтно-реставрационных работ, выполненных РСНРПМ в 1950-60 гг.

Были разобраны поздние закладки проездных ворот. Разобрана лестница от входа со стороны Крапивинского переулка на галерею перед Братскими кельями. Сложная конфигурация плана нижнего яруса середины XVIII в. с закруглениями восточной части была приведена к простой форме. Стены облицованы сплошной белокаменной кладкой, с воссозданием архивольта арки, декора пилястр и венчающего карниза. При этом значительно увеличилась толщина северной и особенно восточной стены (до 3.4 м). После увеличения толщины стен нижнего яруса образовалась узкая обходная галерея вокруг храма. Вдоль восточной стены была устроена металлическая лестница, ведущая на верхний ярус.

На верхнем ярусе была полностью разобрана трапезная храма, показанная на исторических планах монастыря и обмерных чертежах 1944г., а также на фотографиях к. XIX- н. XX в. Натурное обследование показало, что кладка существующего западного фасада была полностью перелицована, белокаменные детали выполнены заново. Архитектура западного фасада в настоящее время соответствует двум боковым, только проемы в уровне 2-го света не были пробиты и окна остались ложными. Уровень мощения образовавшегося гульбища на 17 см выше уровня пола храма.

После ремонтно-реставрационных работ 1950-60-х гг. объёмно­пространственная композиция интерьера сохранившейся части восстановлена, за исключением западной стены, а также формы дверных проемов и окон 2-го света, искаженных прикладками. Декоративное убранство и обстановочный комплекс утрачены полностью, за исключением тянутых карнизов восьмерика и алтарной части. Сгнившие деревянные полы и засыпка сводов сер. XX в. в настоящее время удалены, своды расчищены.

В настоящее время помещение храма не используется, не отапливается, система вентиляции отсутствует. Из действующих сетей в рабочем состоянии находится электроснабжение.