Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Особняк Н.И. Миндовского, 1906 г., 1927-1928 гг., арх. Лазарев Н.Г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, Пречистенский пер., дом 6/1, строение 1
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1906 год, 1927-1928 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние реставрационные работы проведе
Архитектор Лазарев Н.Г.
Описание объекта

Дома имеют свой характер и свою биографию. Они часто неразрывно связаны с «большой историей» городов и стран, в которых они находятся. Здания посольств особенно наполнены историей. Хороший пример для этого — Посольство Австрии в Москве.

Каждый москвич знает, что такое Арбат. Это старинная городская магистраль, ведущая на запад, а сегодня – пешеходная зона. На этой улице находятся здания в классическом стиле и дома в стиле модерн. Название улицы закрепилось и за прилегающим к ней городским кварталом, который, в свою очередь, тесно связан с историей московской культуры. Пушкин, Толстой, Тургенев, Осип Мандельштам и Марина Цветаева: все они провели здесь часть своей жизни.

Здесь и находится Посольство Австрии (офисное здание и резиденция Посла), а именно, на углу Староконюшенного и Пречистенского переулков. Землю, на которой стоит здание, приобрел в 1906 году текстильный промышленник Николай Миндовский и поручил архитектору Никите Лазареву построить особняк. К 1906 г. «старые, добрые времена» уже закончились, Москва уже пережила недельные уличные бои революции 1905 года. Особняк – выдающийся образец российского неоклассицизма. По словам историка архитектуры А.В. Иконникова, «особенности московского стиля ампир доведены почти до гротеска – приземистые колонны имеют раздутые контуры, похожие на бочки и подавленные высокими антаблементами».

В 1927 году советская власть передала особняк Австрийской Республике для использования в качестве здания дипломатической миссии. Дипломаты ставшей уже маленькой Австрии еще пока не знали, что они приобщились к истории не только архитектуры, но и литературы, хотя роман, о котором идет речь, тогда еще не был написан. Однако сцена, о которой идет речь, уже произошла, приблизительно в 1911 г. Отто Айзельсберг, Полномочный министр Посольства Австрии с 1958 по 1961 гг., писал в своих мемуарах: «Мы хорошо устроились в Посольстве. Парадные залы Посольства, включая зал с колоннами, были роскошны. Во время моего первого отпуска я читал роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, где одна из ключевых сцен происходит в зале с колоннами, — я еще не понимал, что Пастернак описал зал Посольства. Когда я, будучи на одном из концертов, во время антракта познакомился с Пастернаком, он сам спросил меня о зале с колоннами. У меня буквально пелена с глаз упала. На мой вопрос, происходила ли описанная в романе сцена действительно в зале Посольства, он ответил отрицательно. Но он, молодой и уже признанный в литературных кругах писатель, был знаком с прежним владельцем особняка. А поскольку никакое другое здание ему так не импонировало, как этот дом, то он выбрал местом действия знаменитой сцены именно зал с колоннами». Вот сцена, о которой идет речь: Лара, главная героиня романа, стреляет в своего соблазнителя Комаровского!

Первоначальный владелец особняка, промышленник Миндовский, провел в нем целых 11 лет, с 1906 г. по 1917 г., потом, недолгое время, с 1927 по 1938 гг., здание находилось в распоряжении Австрийской Республики. После «аншлюса» Австрии здание дипломатической миссии Австрийской

Республики

стало гостевым домом немецкого посольства в Москве.

23 августа 1939 г. информационное агентство ТАСС сообщило, что «министр иностранных дел Германии Иоахим Риббентроп» прибыл в Москву в 13 часов 30 минут. Спустя два часа в Кремле состоялись «первые переговоры между В. М. Молотовым и немецким министром иностранных дел. Переговоры …. закончились подписанием договора о ненападении, текст которого приводится ниже…». Риббентроп остановился в особняке в Староконюшенном переулке и провел там ночь с 23 на 24 августа 1939 г. Упорно держится слух о том, что именно в особняке в Староконюшенном переулке был подписан секретный протокол к Договору о ненападении, что, однако, маловероятно. Об этом не упоминает и Пауль Шмидт, который был в то время главным переводчиком в Министерстве иностранных дел Германии, присутствовал на этой встрече и подробно описал ее в своих мемуарах. Немецкий дипломат Хорст Грёппер, будучи в то время молодым атташе Посольства, был еще одним свидетелем подписания протокола и отнес историю о подписании протокола в Староконюшенном переулке к «разряду мифов и легенд…».

Октябрь 1944 года. Война, последовавшая сразу после заключения пакта между Гитлером и Сталиным, медленно подходила к концу. На первый план вышел вопрос о будущем Европы. Чтобы обсудить его со Сталиным, в Москву приезжает британский премьер-министр Уинстон Черчилль. В распоряжение гостю советская сторона предоставила дачу. 11 октября в Посольстве Великобритании состоялся банкет, длившийся до четырех часов утра. Слишком рано, вернее, слишком поздно, чтобы ехать на дачу. Поэтому Сталин предложил Черчиллю переночевать в здании бывшей австрийской миссии.

Во время переговоров в Москве речь шла и о будущем Польши. Присутствовала делегация польского правительства в изгнании, прибывшая из Лондона. «Старый лев» Уинстон Черчилль пытался уговорить их признать в качестве восточной границы Польши так называемую «линию Керзона». Переговоры между Черчиллем и премьер-министром правительства Польши в изгнании Миколайчиком состоялись в Староконюшенном переулке.

1955 год. В Москву вновь прибывает делегация, и вновь особняку в Староконюшенном переулке отводится важная роль. На этот раз приезжает австрийская делегация, состоявшая из Федерального канцлера Рааба, вице-канцлера Шерфа, министра иностранных дел Фигля и статс-секретаря Крайского. С 11 по 15 апреля 1955 г. ведутся решающие переговоры о подписании австрийского государственного договора и о восстановлении независимости Австрии. 12 апреля в зале приемов Посольства Австрии состоялся торжественный ужин, на котором присутствовали председатель Совета Министров СССР Булганин, его заместители, министр иностранных дел Молотов и министр торговли Микоян. 14 апреля, на банкете в Кремле, австрийская делегация встретилась также с Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. Один из свидетелей того времени, советский переводчик Ростислав Сергеев, вспоминал: «Сам факт, что советское руководство в таком количестве присутствовало на светских мероприятиях, был знаком новой гласности Кремля после оцепенения последних лет сталинской эры».

Источник: http://www.bmeia.gv.at/ru