Наземный вестибюль, 1944 г., станция метрополитена «Бауманская», арх. Зенкевич Ю.П., Иофан Б.М., худ. Бородиченко В.Ф...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Наземный вестибюль, 1944 г., станция метрополитена «Бауманская», арх. Зенкевич Ю.П., Иофан Б.М., худ. Бородиченко В.Ф., скульптор Рабинович М.М.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Бауманская ул., д. 35
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1944 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Зенкевич Ю.П., Иофан Б.М.
Описание объекта

Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена открыта 18 января 1944 года как продолжение Арбатско- Покровского радиуса от Курского вокзала до района Измайлово (третья очередь строительства). Архитектором станции стал Б.М. Иофан, соавтором архитектор Ю.П. Зенкевич, инженеры-конструкторы — Б.М. Прикот, Б.В. Грейц. Стация имеет один наземный вестибюль. В его проектировании принял участие также архитектор В.В.Пелевин. Наземный вестибюль представлял собой отдельно стоящее сооружение, главный фасад выходил на улицу Бауманская. В плане применено оригинальное решение, смягчающее расположение станции под углом к трассе. Перед главным залом вестибюля расположен еще один, треугольный в плане. Такой план позволил создать фронтальную композицию вестибюля.

Проектное название станции было «Спартаковская», по одноименной улице, расположенной рядом. Темой оформления должно было стать восстание Спартака в Древнем Риме. С началом Великой Отечественной войны тема оформления была изменена, станция названа в честь революционера Н.Э. Баумана, темой оформления стало единство фронта и тыла в борьбе с врагом.

Проектирование и строительство станции началось еще в 1937 году, но с 1941 года работы были прекращены и возобновлены только в начале 1943 года.

Станция «Бауманская» глубокого заложения, находится на глубине 32,5 м. Построена по типовому проекту — пилонная, трехсводчатая. Станция соединена с наземным вестибюлем тремя лентами эскалаторов. На данный момент эскалаторы станции «Бауманская» — самые старые в Московском метро, изготовленные и смонтированные в 1944 году.

В ходе строительства во время войны тема художественного оформления станции была коренным образом изменена, что повлияло на весь характер сооружения. Над восточной стеной главного (кассового) зала вестибюля высечена цитата И. Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и неразделимый боевой лагерь», которую можно считать заглавной темой оформления.

Вестибюль сооружен в виде высокого здания, объединяющего два объема — центральный зал (крестообразный в плане) и автоматный зал (треугольный в плане). Главный фасад представляет собой высокий монументальный портал с четырьмя ребристыми колоннами в центре и открытой лоджией. Вестибюль рассчитан на фронтальный обзор и с ракурсов со стороны главного фасада. Пилоны портика, как бы «расслаивающиеся» по краям, облицованы лабрадоритом,

также как и фасад лоджии. По бокам лоджии устроены ниши-экседры с полукруглыми скамьями. Ниши облицованы мозаикой из светлого мрамора. Главный и боковой фасады первоначально были облицованы белым камнем, замененным в 1960-х годах на большемерные керамические блоки. Задние фасады оштукатурены.

В лоджии на фасаде вестибюля, над главным входом расположен барельеф, изображающий защитников Москвы (скульпторов М.Г. Лысенко, Л. Муравьина). Зрительно он поделен на три части: слева партизаны, в центре солдат и матрос, справа летчики. Барельеф выполнен из гипса, сверху окрашен краской-«серебрянкой». Первоначальная окраска была выполнена краской на основе бронзовой пудры. Над входом установлены металлические буквы с названием станции.

Внутри вестибюль состоит из двух залов — автоматного (треугольного в плане) и кассового (крестообразного в плане). Стены вестибюля облицованы теплым розовато-серым мрамором из Газганского месторождения. Цоколь стен выполнен из лабрадорита. В 1956 году деревянные кабины касс были заменены на кирпичный павильон, облицованный мрамором «Газган».

В 1947 году над наклонным (эскалаторным) ходом, на восточной стене центрального зала вестибюля была установлена смальтовая мозаика «Знамена победы» (худ. И.М. Рабинович).

Кассовый зал перекрывает массивный купол, опирающийся на плоское перекрытие в углах. В центре купола первоначально висел круглый плоский светильник, еле заметные следы крепления которого можно наблюдать в центре купола. Первоначально в основании купола были утроены круглые световые ниши. Позже они были заделаны и сверху укреплены рельефы в виде звезд с лентами между ними. Плоские части перекрытия кассового зала имеют рельеф в виде расходящихся лучей. У стен по потолку идет гладкий фриз с небольшими круглыми розетками. Вдоль стен проходит венчающий карниз с триглифно-метопным рельефом с пальметтами. В проходах центрального зала по четырем сторонам расположены по три круглых кессона, в которых ранее располагалась скрытая подсветка. В настоящее время там укреплены по пять подвесных шарообразных светильников на каждом проходе. Автоматный зал имеет плоское перекрытие с профилированным венчающим карнизом. С широкой стороны зала в своеобразной нише, образованной двумя проемами, в перекрытии заметны следы утраченных светильников. Также следы утраченных потолочных светильников видны в перекрытиях тамбуров бокового фасада.