Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904-1908 гг., арх. В.Н. Башкиров
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва Болотная наб., д.15, корп.1
Вид объекта Ансамбль
Датировка 1904-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение -
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Башкиров В. Н.
Описание объекта

Технический проект главного здания электрической станции (Болотная наб. 15) был разработан Управляющим Московскими железными дорогами инженером М.К. Поливановым. Архитектурная часть проекта была создана архитектором Московских городских железных дорог В.Н. Башкировым. Строительство первой очереди здания началось в 1904 году. Первая очередь, представлявшая собой северо-восточную половину существующего здания, была освящена 7февраля 1907 года. Весной 1908 года началось возведение второй очереди станции. В состав работ включалось, в том числе, устройство подземной галереи, расположенной со стороны Водоотводного канала. Окончательно вторая очередь вступила в строй осенью 1910 года. В 1909 году было построено двухэтажное здание склада материалов и амбулатории. Над подземной галереей была устроена асфальтовая мостовая. В 1910 году для защиты владения стации от разливов воды в весеннее время был устроен новый железобетонный забор с подпорной стеной. При этом старый кирпичный забор был разобран.

В 1910-1911 годах на территории были выстроены здания механической мастерской с лабораторией. Изменившаяся в годы первой мировой войны топливная конъюнктура заставила станцию частично перейти на уголь. Для этого были переделаны топки котлов. Для угля был выстроен небольшой бункер во дворе, который встал у западного угла основного корпуса электростанции. Для подачи угля было закуплено и частично установлено конвейерное устройство. После революции к станции были подведены трамвайные пути, по которым на станцию трамваями подвозили уголь. 5 января 1922 года постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС), в которое вошла и трамвайная станция, вскоре получившая название МГЭС-2. В 1931 году, к юго-западу от основного здания станции, на присоединенной территории, был построен новый комплекс распределительного устройства. Непосредственно к зданию был пристроен трехэтажный корпус щита управления. Далее было выстроено протяженное здание распределительного устройства (Болотная наб. 15, корп. 4). Здание планировалось четырех этажным, но в результате был выстроен двухэтажный объем, выходивший на Болотную набережную трехэтажным корпусом мастерских. Новое здание соединялось переходом с блоком щита управления.

При строительстве новых корпусов, в частности распределительного устройства, были сдвинуты красные линии Болотной набережной. В 1935 году станция была частично переключена на подачу тока для выстроенного метрополитена.

В 1936 году в связи с вводом в строй канала Москва-Волга и повышением уровня грунтовых вод производились работы по улучшению гидроизоляции подвалов здания и подземной водотрубной галереи, а также произведено утяжеление нефтяных резервуаров.

После начала Великой Отечественной войны были разобраны каменные трубы электростанции, так как боялись, что они могут стать ориентиром для немецкой авиации во время бомбежек. С 1938 году начался постепенный перевод всех котлов на мазутное топливо, для этого с ТЭЦ № 1 был проведен трубопровод. Предположительно в период между 1960-1980-ми годами было демонтировано историческое ограждение галерей и лестниц машинного и котельного отделений. Историческое ограждение лестниц сохранилось только в административном корпусе. В 1980-е гг. на месте бункера к главному зданию электростанции к северному углу дворового фасада основного здания станции была сделана двухэтажная производственная пристройка, в процессе строительства которой, в месте встройки нового объема двухэтажной производственной пристройки, была разобрана и утрачена первоначальная кладка внешней стены главного здания.

Последней из крупных построек на территории домовладения, стало сооружение в 1994 году проходной на месте фрагмента ограды со стороны Болотной набережной (Болотная наб. 15, стр. 8). Главный корпус «Центральной электрической станции городских железных дорог» расположен вдоль красной линии Болотной набережной с небольшим отступом вглубь владения и в целом сохранил первоначальное объемно-пространственное решение. Близкий к прямоугольнику объем здания электростанции вытянут вдоль Болотной

набережной, и состоит из двух объемов – котельного и машинного отделения. К торцам машинного отделения пристроены два симметричных ризалита. В юго-западном ризалите размещалась подстанция, а в северо-восточном — трехэтажный корпус служебных помещений. Здание имеет переменную этажность — от двух до пяти этажей. Под всем зданием находится подвальный этаж, а ниже его расположена подземная галерея, предназначенная для прохождения инженерных коммуникаций. Здание выстроено из кирпича и оштукатурено. Фасады здания обладают выраженными стилевыми характеристиками и решены в формах «модерна» с элементами декора в древнерусском стиле, степень сохранности декоративных элементов на разных фасадах различна. Центральная, заглубленная часть обращенного к Водоотводному каналу главного, юго-восточного фасада машинного отделения имеет тринадцать осей. Окна первого света представляют собой типичные для промышленной архитектуры большие остекленные проемы. Строенные окна второго света гораздо меньших размеров имеют в ризалитах арочную форму перемычек. Проемы объединены вертикальными членениями в виде пилястр на всю высоту здания, имеющих раскреповку в карнизной части. Центральная ось фасада машинного отделения выделена фронтоном полуциркульной формы, такими же фронтонами, меньших размеров, выделены две боковые оси, расположенные симметрично. Два трехосевых ризалита разной высоты фланкирую фасад с северной и южной стороны и лишены декоративного убранства. Декоративные элементы, как ризалитов, так и центральной части частично сбиты и оштукатурены, частично скрыты под слоем цементной штукатурки. Венчающий карниз сохранился небольшими фрагментами. Сохранились лишь вертикальные членения в виде пилястр и подоконные карнизы. Главный портал входа северо-восточного фасада имеет утилитарный тамбур внушительной высоты, искажающий особенность данного декоративного элемента. Северо-восточный фасад состоит из двух объемов – 7-осевой фасад служебного корпуса и симметричный объем котельного отделения. Фасад

котельного отделения практически полностью сохранил архитектурное убранство. Главный вход в служебное отделение со стороны бывшей Всехсвятской улицы (ул. Серафимовича) увенчан высокой часовой башней. Северо-западный и юго-западный фасады здания на начало обследования скрыты поздними пристройками. В советское время к фасадам здания (кроме главного фасада) были пристроены многочисленные пристройки утилитарного назначения, которые активно исказили архитектурно — декоративное оформление фасадов здания: — трех этажное здание щита управления;- двух этажное здание очистных сооружений;- одноэтажное здание трансформаторной подстанции;- трех этажное здание блока электропитания. Сооружение проходной со стороны Болотной набережной (Болотная наб. 15, стр. 8) привела к утрате фрагмента ограды и искажению архитектурно-декоративного оформления пилонов ворот. Наружные и внутренние стены здания в уровне подвального этажа, стены подземной галереи, а также наружные и внутренние стены здания в уровне надземных этажей выполнены из кладки полнотелого керамического кирпича на сложном растворе. Конструктивная схема объема машинного отделения — бескаркасная (стеновая). Несущими конструкциями являются наружные и внутренние кирпичные стены, железобетонные перекрытия, покрытие из металлических ферм. Конструктивная схема котельного отделения — неполный каркас. Несущими конструкциями части здания являются наружные и внутренние стены, внутренний трехпролетный металлический каркас. Внутреннее пространство котельного и машинного отделений в процессе эксплуатации XX века были сильно искажены. В отдельных осях объем разделен на три этажа. Для сообщения между этажами предусмотрены многочисленные лестничные клетки и пассажирский лифт. По мере того, как приходили в ветхость столярные заполнения на всем объеме здания, они менялись. Поэтому на фасадах рядом можно встретить: первоначальный металлический профиль, деревянные рамы середины XX века и металлопластиковые оконные заполнения. Так же, не учитывая пластики фасада и первоначальных замыслов, менялась расстекловка.