Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Фабрика-кухня, 1927-1928 гг., арх. А.И. Мешков
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, 1-й Боткинский пр., дом 7, строение 1
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1927-1928 года
Правоустанавливающие документы Постановление 66-ПП от 16.03.2011 Об утверждении границ объектов культурного наследия
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Мешков А.И.
Описание объекта

Объект культурного наследия регионального значения «Фабрика-кухня, 1927-28 гг., арх. А.И. Мешков» расположен по адресу: г.Москва, 1-й Боткинский пр., д. 7 на территории между современными Беговой улицей, Хорошевским шоссе и Живописной улицей, рядом с Ходынским полем.

Первые упоминания об этих местах появляются в текстах духовных грамот и относятся XIV веку, земли эти в те времена принадлежали московских князьям и передавались по наследству. Ходынское поле было свидетелем многих исторических событий в истории Москвы, здесь, к примеру, происходили стычки между войсками самозванца Лжедмитрия II и Василия Шуйского. Позже в XVII — XVIII вв. эти места использовались москвичами под огороды, выгон скота, здесь добывали глину. В XIX веке в районе Ходынского поля под руководством архитектора В. И. Баженова, поприказу Екатерины II, был построен комплекс увеселительных строений для празднования успешного завершения войны с Турцией летом 1775 года.

В те времена Ходынское поле было далекой окраиной города, где устраивались травли медведей, кулачные бои, в 1834 г. сюда был переведен ипподром. В 1866-1871 гг. на Ходынском поле была выстроена большая водокачка, обеспечивающая город 180 тысячами ведер воды в день. В XIX веке поле стали использовать как место для летних палаточных военных лагерей. Позднее были построены и постоянные помещения для войск — Николаевские казармы в южной части Ходынского поля, сохранившиеся до настоящего времени. Почти напротив казарм находится недавно восстановленная церковь во имя иконы «Отрада и Утешение». В районе существовало еще несколько церквей, некоторые из них так же восстановлены или отреставрированы. В военных лагерях в 1914 г. построили первую в Москве радиотелеграфную станцию. Ходынское поле было весьма удобно для устройства выставок, проведения концертов и общественных мероприятий. Во времена царствования Николая II, Ходынка получила трагическую известность. Во время коронации нового императора здесь проводились праздничные мероприятия, но из-за плохой организации случилась давка, погибло множество людей. В 1910 г. здесь же открылась бесплатная больница Козьмы Солдатенкова (сейчас Московская клиническая больница имени Боткина). Планировалось так же построить в этом районе целый пригородный квартал нового типа, но этим планам не суждено было сбыться, в частности и из-за революционных событий 1917 г.

В 1910 г. в восточной части поля был устроен аэродром, принадлежавший Московскому обществу воздухоплавания. В советское время здесь некоторое время проводили испытательные полеты, потом аэродром передали военному ведомству. В 2003 г. аэропорт был закрыт.

Возможно, появление аэродрома на Ходынском поле было вызвано тем, что рядом находился первый крупный московский авиационный завод, история которого начинается в 1883 г. с небольшой мастерской. В самом начале предприятия здесь производили велосипеды, затем следуя направлению технического прогресса, автомобили, веломотоциклы, аэросани, дирижабли и, наконец, аэропланы. Завод носил название «Дуке», что в переводе с латинского означает «предводитель», но после октябрьского переворота завод переименовали в Государственный авиазавод № 1, на нем, в частности, выпускали знаменитые самолеты конструктора Н.Н.Поликарпова. Объект настоящего исследования принадлежит заводу и расположен на его территории.

Здание фабрики-кухни расположено по красной линии 1-го Боткинского проезда, рядом с заводской проходной и выходит своим главным фасадом на переулок.

Кирпичное четырехэтажное, частично с подвалом (в дворовом объеме — 1-2-х этажное с подвалом), здание построено в 1927-1933 гг. Изначально строилось как предприятие общественного питания для рабочих завода и функционировало так вплоть до начала 1990-х гг. При возведении фактически стало экспериментальным полем формирования архитектурного типа фабрики-кухни и первым объектом проектирования этого нового типа общественного сооружения. Большая часть архивных материалов, связанных с периодом проектирования и строительства была утрачена во время эвакуации завода в период ВОВ. Поэтажные планы и разрезы охватывают только «главный» объем здания, расположенный вдоль 1-го Боткинского проезда и четырехэтажную часть дворового объема с внутренним двором- колодцем, с проездными арками, расположенными в юго-восточной части. Однако можно предположить, что дворовый объем здания так же был построен в это же время (например, по данным аэрофотосъемки 1941 г.).

Главный фасад и два торцевых фасада здания изначально были оштукатурены простой штукатуркой серого цвета. Фасад брандмауэрной стены и фасады внутреннего двора не оштукатурены. В первоначальном варианте проекта помимо выступающих симметричных полукруглых ризалитов на главном фасаде в уровне второго этажа предусматривался балкон (над центральным входом), но от него отказались, оставив только козырьки над входами. На поэтажных планах 1932 года дано функционально насыщение помещений: просторные залы, расположенные с обеих сторон парадных двухмаршевых лестниц, очевидно, являлись обеденными залами кухни столовой, центральный зал — вестибюлем. На первом этаже в помещениях, расположенных за ними, вдоль дворового фасада, размещались: комната отдыха, административная, уборные комнаты, умывальники, а так же черные лестницы в углах здания. В четырехэтажной дворовой части здания, вокруг внутреннего двора, располагались помещения бельевой, сервизной, телефонная контора, раздевалка персонала, грузовые лифты, черная лестница с пристроенным с внешней стороны пассажирским лифтом и проходы из торгового зала в кухню. На втором этаже в фасадной части располагались три торговых зала, а по дворовому фасаду — помещения раздаточных и

мойки, оборудованные мусоропроводами. В дворовом четырехэтажном объеме, помимо лестницы, грузовых и пассажирского лифтов, размещались санузлы и комната отдыха. Третий этаж «главного корпуса» имел функциональную планировку, аналогичную второму этажу, в дворовом объеме помимо всего прочего размещался зал столовой для персонала. На крыше «главного» торгового объема располагалось открытое летнее кафе.

На копии генерального плана 1934 г. территория фабрики-кухни еще никак не выделена из общей территории авиационного завода и, видимо, проход к зданию свободно осуществлялся и с территории завода, а не только с 1 -го Боткинского проезда, как теперь.

Из проектных материалов 1934 г. следует, что перед главным фасадом планировалось разбить сквер и была запроектирована мощеная терраса, однако, достоверно неизвестно, был ли в полной мере реализован этот проект. По архивным фотографиям 1950-х гг. видно, что сквер имеет только продольную аллею, в таком виде он сохранился до сегодняшнего дня, утрачены только ограды.

В начале 1960-х гг. был проведен капитальный ремонт главного и торцевых фасадов «главного» корпуса. На центральной оси главного фасада был частично срублен протяженный козырек над главным входом и пристроен габаритный входной тамбур под массивным козырьком. Плоскости фасадов, за исключением колонн между оконными проемами, были облицованы керамической фасадной плиткой из обожженной керамики светло-бежевого цвета. В этот момент исчезли и боковые входы над козырьками. Так же изменения коснулись и ограждения террасы — бетонные парапеты были облицованы плитами серого пиленого гранита, изменилась и их конфигурация.

Позже, уже в начале 1970-х гг. было заменено и остекление фасадов, выполненное в стандартных отечественных алюминиевых рамах того периода. Поэтому пропорции оконных проемов и изначальная расстекловка не сохранены, зазоры между новыми рамами и колоннами заштукатурены. Характер панорамного остекления полукруглых ризалитов лестничных площадок парадных лестниц изменен полностью — они превратились в трехгранные в связи с тем, что по три рамы врезаны глубже, прямо между несущих колонн.

В 1986 году авиационные завод планировал провести полную реконструкцию всего здания, были начаты проектные работы, благодаря которым сейчас можно составить представление о конечном реализованном проекте фабрики-кухни. Со стороны главного фасада здание имело три входа: главный вход без внешнего тамбура — на центральной оси главного фасада и два боковых, симметрично расположенных по краям фасада.

На поэтажных планах 1988 года дано функциональное использование помещений. В подвале использовались только помещения в дворовой части, здесь размещались комнаты для хозяйственных нужд. По юго-западному фасаду подвал превращался в полуподвальное помещение с широкими окнами, обеспечивающими естественное освещение, и выходом в протяженный приямок, расположенный вдоль фасада. Окна подвала дворового фасада «главного» корпуса также имели небольшие приямки, засыпанные в настоящее время. На его первом этаже там же, где и прежде, располагались два обеденных зала. В вестибюле на центральной оси располагался внутренний тамбур входа и выделены перегородками два симметрично расположенных гардероба, примыкающих к парадным лестницам. Вдоль дворового фасада размещены подсобные помещения обеденных залов. В дворовом объеме здания в двухсветном зале размещалась основная кухня, вокруг которой также группировались небольшие цеха предприятия и морозильные камеры. Часть внутреннего двора в габаритах по ширине в одну проездную арку застроена так же подсобными помещениями.

На втором этаже «главного» корпуса размещались три одинаковых по размеру обеденных зала, раздаточные и мойки, примыкающие к черным лестницам. В дворовом объеме — медпункт и санузлы; в двухэтажной торцевой части — кабинеты администрации. На третьем этаже «главного» корпуса — три равновеликих обеденных зала, буфет, подсобные помещения; на лестничной площадке внутренне южной парадной лестницы выгорожены перегородками холодильная и вентиляционная камеры. В дворовом объеме — банкетный зал и некоторые цеха кухни, кладовые и подобные помещения.

Генеральный план участка фиксирует территорию фабрики-кухни как отдельную, не связанную с территорией авиационного завода. В глубине двора вдоль юго-восточной границы размещен Г-образный кирпичный одноэтажный объем хозяйственного строения, также вдоль северо-западной границы расположено небольшое одноэтажное строение. Судя по внешнему виду обрамления террасы перед главным фасадом, план был скопирован с более раннего плана, на котором видно изменение конфигурации террасы, пропорций лестниц, убраны газоны. Также на этом плане еще не пристроен входной тамбур.

В этот период было выполнено техническое обследование несущих конструкций наземной и подземной частей здания, которое показало неудовлетворительное состояние межэтажных перекрытий. Выводы обследования 1988 года: перекрытия подлежат капитальному ремонту с заменой деревянных элементов. Однако ремонт так и не был произведен из- за недостатка финансирования

В 1990-е гг. завод стал активно сдавать помещения в аренду. От столовой функционировал до недавнего времени лишь один зал — угловое помещение первого этажа. Под нужды огромного числа арендаторов возводились перегородки в залах, от одной из парадных лестниц было «отрезано» фойе, на междуэтажных площадках выгораживались отдельные помещения, двусветный зал кухни был перекрыт и разделен на два этажа, которые в свою очередь так же были поделены на много мелких комнат и коридоров.

Источник: архитектор-рестовратор М.С. Морозова