Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Особняк, 1910 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, ул. Достоевского, дом 19, строение 1
Вид объекта Памятник
Датировка -
Правоустанавливающие документы -
Современное значение -
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Объект культурного наследия регионального значения — «Особняк, 1910 г..» по адресу ул, Достоевского, д. 19. стр. 1 расположен в Центральном административном округе, в районе Тверской. Трапециевидное в плане здание расположено на углу пер. Чернышевского и улицы Достоевского и выходит своей северо-восточной границей на ул. Достоевского (бывш. Божедомку), а юго-восточной — на пер, Чернышевского (бывш. 2-ю Мариинскую улицу). Здание отдельно-стоящее, двухэтажное, первый этаж заглублен относительно существующего уровня земли. Здание на улице Достоевского, построенное архитектором Н, И. Жериховым, является единственным особняком московского плодовитого архитектора построившего большое количество доходных домов ц районах Арбата и Пречистенки. Его художественная манера отличается применением обильного скульптурного декора, что характеризует его как выпускника Строгановского училища. Не исключением стал и «Особняк, 1910 г.» обладающий выразительно украшенным фасадом.

Уникальность данного здания заключается еще и в том, что было оно построено не для знатного заказчика или государственного учреждения, а для своего друга, вместе с которым закончил училище технического рисования, И. М. Мануйлова, и брата А. И. Жерихова. Таким образом, дом приобретает еще и историческое значение, связанное с близкими архитектору людьми, которых он, наверняка, не редко посещал на Новой Божедомке.

Расположенный на углу, небольшой «Особняк, 1910 г.» замыкает собой череду малоэтажных зданий старой Москвы, сохранившихся в переулке Чернышевского.

В начале XIX века по инициативе Императрицы Марии Федоровны на Божедомке у ямщиков Переяславской слободы был приобретен участок земли, на котором в 1806 году была построена больница для бедных, получившая в дальнейшем имя ее основательницы — Мариинская. Летом 1811 года рядом с больницей для бедных по проекту Дж> Жилярди было построено еще одно здание в классическом стиле, предназначавшееся для Вдовьего дома, но разместилось в нем мещанское училище, которое затем стало именоваться Александровским, а в 90-х г,г. XIX века получило статус института. Эти два ансамбля были собственностью Ведомства учреждений Императрицы Марии и служили для целей благотворительности и образования. Александровское училище, располагавшее владениями по обеим сторонам Божедомской улицы, часть земель сдавало в аренду.

Участок, располагавшийся на углу 2-го Мариинского переулка и улицы Новой Божедомки ,в 1910 году арендовал И. Мануйлов, который подал прошение в Строительное отделение Городской управы о строительстве на нем новых зданий 4.

Проект особняка на Новой Божедомке был создан архитектором Николаем Ивановичем Жериховым, чье творчество оказало существенное влияние на формирование художественного облика столицы рубежа XIX-XX исков. За время самостоятельной архитектурной деятельности им было возведено около четырех десятков доходных домов. В 1910 году с прошения Ивана Михайловича Мануйлова началась история особняка, первого и единственного в череде многоэтажных доходных домов построенных Н. И. Жериховым, а потому особенно ценного.

И. Мануйлов был сыном Надворного Советника и учился вместе с Н. Жериховым в Строгановском училище, которое они закончили в один и тот же 1895 года. Соарендатором И. М. Мануйлова был А. И, Жерихов. Таким образом, архитектор А. И, Жерихов проектировал особняк для своего друга и брата.

Новый жилой дом располагался на углу владения неровной трапециевидной формы, что обусловило несимметричный план будущего особняка со скошенным юго-восточным углом здания, протянувшимся вдоль 2- го Мариинского преулка12. Северо-восточный фасад выходит на улицу Новая Божедомка13. В глубине участка показано планирующееся одноэтажное каменное нежилое строение.

Построить одноэтажное деревянное жилое здание с каменным полуподвалом и каменное одноэтажное нежилое было дозволено 18 июля 1910 года. На следующий день Отделением московской городской управы был утвержден и «чертеж», то есть проект будущих построек.

В здании было предусмотрено устройство двух входов. Один в угловой части фасада по Новой Божедомке — парадный, второй — черный, расположенный в противоположной юго-западной части дома, Планировка первого и второго этажей во многом совпадают и решены в секционной системе. Более просторные и зачастую светлые парадные и жилые комнаты выходят окнами на Новую Божедомку и северо-западный дворовый фасад. Хозяйственные помещения сосредоточены в юго-западной части дома, куда ведет черная лестница. В центральной части предполагалось разместить санузел. На планах показано предполагавшееся размещение печей.

По проекту внешний облик здания лишен каких-либо декоративных элементов, за исключением прямоугольной пиши над главным входом; угловой башенный объем также отсутствует. Чертежи фасадов не отличаются детальной проработкой, они больше похожи на подготовительный эскиз, чем на законченный проект, Схожую ситуацию можно наблюдать и с проектом фасада доходного дома Г. Е. Бройдо. Сочный флоральный и зооморфный декор, украшающий здание на проекте практически никак не обозначен. Вероятно, проработка окончательного облика здания в процессе строительства не была дляН.И. Жерихова редкостью,

Отсутствие декора, на чертеже фасадов также может объясняться тем, что проект выступал в качестве «белого листа» для дальнейшего совместного творчества будущих жильцов и архитектора, которые находились в родственно- дружеских связях и учились в Строгановском училище.

В 1911 дом был построен и к нему подведена система канализации. В целом же планировка этажей в результате строительства подверглась незначительным изменениям, Увеличилось число печей.

На втором этаже с северо-западной стороны к дому была сделана пристройка, на которую ведет лестница.

Из описания строений 1914-16 года и плана участка к нему становится понятно, что это терраса с открытой лестницей.

Но на плане 1912 года терраса не обозначена, что дает основания предполагать, что ее сооружение не было согласовано.

По окончании строительства деревянные стены второго этажа были оштукатурены, для большего удобства поэтажного проживания двух семей вместо предполагавшегося одного парадного входа было сделано два обособленных. Здание получило ассимегричную композицию, благодаря башенному объему на углу 2-го Мариинского переулка и Новой Божедомки.

Несимметричность объемно-пространственного решения характерна для многих особняков неоклассицизма в Москве. Это связано с тем, что большинство архитекторов, строивших в этот период времени, изначально были приверженцами модерна, что оставило след и на их более поздних работах, в которых за основу были взяты античные образцы и отечественное наследие ампира.

Особняк украсил выразительный декор, свойственный практическим всем строения Н. И, Жерихова и сохранившийся до сегодняшнего дня.

Оформление фасадов было выполнено в духе неоклассицизма, стилевого направления, которое начало приобретать популярность с 1910 года.

Парадный вход выделил архивольт с орнаментом из пальметт и листьев аканта. В тимпане — лира, окруженная завитками листьев и цветами, Над архивольтом протянулась гирлянда из листьев лавра. На уровне второго этажа композицию обрамляют гладкие лопатки. Угловая повышенная часть украшена барельефом с изображением всадников, по бокам которого помещены лавровые венки с лентами. Такие же пенки расположены над окнами второго этажа на фасаде выходящем в переулок Чернышевского с помешенными в них масками медузы Горгоны. Сюжет композиции всадников был заимствован у знаменитого ионийского фриза Парфенона, созданного Фидием и его учениками в V веке до н. э., на котором изображались участники Панафинейского шествия (сейчас экспонируется в Британском музее), Сюжет с всадниками в начале XX века стал очень популярен в Москве. При строительстве Дома Скакового общества в 1903- 1905 г. гн И. В. Жолтовский па ленте фриза, опоясывающего здание, воспроизвел сюжет всадников Панафинейского шествия. В 1912 году было закопчено строительство Музея изящных искусств имени Александра III, фасад которого так же украсили рельефы с изображением всадников, копирующие ионийский фриз.

Этажи уличных фасадов разделены гладким поясом, в который на главном фасаде интегрированы замковые камни оконных проемов первого этажа. Оконные проемы второго этажа по улице Достоевского оформлены наличниками и подоконными досками на лаконичных кронштейнах. Над окнами — строгие прямолинейные сандрики на кронштейнах. В скульптурном заполнении сандриков использованы маски медузы Горгоны, растительные мотивы и рога изобилия. Под оконными проемами второго этажа — пояс прямоугольных филенок. Плоскость стены между окнами на главном фасаде декорирована дощатым рустом. Угловая часть здания по переулку Чернышевского декорирована двумя плоским лопатками. Сегодня здание увенчано гладким выступающим карнизом, но свою форму он получил с течением времени. На северо-западном дворовом фасаде на уровне карниза сохранился небольшой фрагмент иоников с полочкой под ними, что говорит о более интересном изначальном решении венчания. Оригинальное столярное заполнение некоторых оконных проемов с мелкой прямоугольной расстекловкой в верхней

части, напоминает о том, что автор особняка начинал карьеру архитектора с построек в стиле модерн.

Несмотря на небольшой оттенок полистилизма в общем облике здания доминирует неоклассицизм. 1-1. И. Жерихов всегда стремился связать в единое целое экстерьер и интерьер своих произведений. Особняк на улице Достоевского не стал исключением, о чем свидетельствует сохранившийся декор парадной лестницы на уровне второго этажа. Там размещаются три барельефа с изображением сатиров, менад и селена. Сюжет барельефов копирует сюжет «Вакханалия» скульптурного оформления римского садового кратера I века до н.э., известного под названием «Ваза Боргезе». Этот мотив был популярен не только в России, но и во Франции: копия кратера украшает парк Версаля. Интересен факт, что в интерьере вестибюля Дома Скакового общества были использованы такие же скульптурные композиции. Столь частое перекликание декоративного убранства Особняка Н. И. Жерихова с Домом Скакового общества И. В. Жолтовского дает основания предполагать, что второй послужил своеобразным эталоном для первого. Во всяком случае ориентация на него более чем очевидна.

В 1912 году по просьбе Н. Жерихова, действовавшего как доверенное лицо от имени И. М. Мануйлова и А. И. Жерихова , строительным Советом было разрешено «переустроить» первый этаж сарая и надстроить на нем второй этаж 17. Но этим планам не суждено было осуществиться. Уже к 1914 году арендуемый И. Мануйловом и А, Жериховым участок соединен с соседним, ранее пустовавшим. Новым арендатором стал германский подданный Р. Л. Лауб18. На плане к описанию строений 1914 года каменное нежилое строение обросшее пристройками все еще значится одноэтажным. Скорее всего, в 1914 году А. И. Жерихов и И. М. Мануйлов уже здесь не жили.

После Октябрьской революции собственность Александровского института была национализирована, и в 1920 году его здание занял Московский туберкулезный институт,

Скорее всего, было национализировано и здание напротив Александровского института в его владениях. Судя по небольшим меняющимся табличкам па дверях особняка, там располагались небольшие организации, чему способствовала удобная для этой цели планировка: два обособленных входа и расположение в центе блока санузла, окруженного комнатами.

На самой ранней фотографии с изображением особняка, датированной 1956 годом здание желтого цвета, с выделением декоративных элементов белым колером, Затем полностью перекрашено в бежевый, поверх правой входной двери была установлена металлическая. К 80-м годам XX века декор фасада вновь приобрел белый цвет, а само здание стало светлого персикового тона. В оконные проемы первого этажа установлены решетки. В 2000-х годах особняк на улице Достоевского ремонтировали. На этот раз он был покрыт ярко-желтым цветом, при этом декору сохранили белый цвет. Над парадным входом установлен козырек. Напротив здания появилось ограждение.

Одной из последних организаций, занимавших помещения «Особняка, 1910 г.» был Национальный Фонд развития Здравоохранения, К 2006 году внутренняя планировка не сильно изменилась,

В сентябре 2012 года в особняке случился пожар, который нанес большой ущерб не только интерьеру, но и конструкциям дома, второй этан; которого представляет собой сруб. Отсутствие крыши и атмосферные осадки привели к еще большим потерям. На сегодняшний день объект культурного наследия регионального значения «Особняк, 1910 г.» находится в аварийном состоянии и нуждается в проведении срочных ремонтно-реставрационных работ.