Станция Московского метрополитена Сокольнической линии «Кировская» (в настоящее время — «Чистые пруды»...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Станция Московского метрополитена Сокольнической линии «Кировская» (в настоящее время — «Чистые пруды»), 1935 г., арх. Н.Я. Колли. Здесь в 1941-1945 гг. работал Генеральный штаб Красной Армии
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Тургеневская площадь
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1935 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Колли Н.Я.
Описание объекта

Первоначально станции было дано название «Кировская». Свои двери для пассажиров, как и все станции первой очереди, она распахнула 15 мая 1935 г. Станция расположена под Тургеневской площадью вдоль Мясницкой улицы (бывшей Кировской, по которой и получила свое первоначальное название). По проекту станция должна была получить название «Мясницкой», либо «Мясницких ворот», но во время строительства название поменяли.

Станция спроектирована по индивидуальному проекту, автор архитектурного оформления — архитектор Н. Я. Колли, инженер-конструктор А. Ф. Денищенко.

Станция «Чистые пруды» — глубокого заложения, построена на глубине 35 метров.

Платформенная часть станции имела распределительный зал и две посадочные платформы. Среднего зала станция не имела. Из-за неблагоприятных гидрогеологических условий центральный зал не удалось раскрыть полностью, как это предполагалось в проекте. Был построен лишь небольшой аванзал у эскалаторов, с двумя парами проходов в боковые нефы. В противоположном конце станции тоже имелся маленький зал для перехода между платформами — он ограничивался двумя глухими торцами. Между этими залами все проходы между пилонов были сделаны глухими.

Оформление стен боковых станционных залов было призвано создавать иллюзию наличия полноценного центрального зала и проходов в него. Широкие пилоны были отделаны серым мрамором «Уфалей» перемежались светлыми вставками мрамора «Коелга».

Бронзовый бюст С.М.Кирова (скульптор М.Г.Манизер) на постаменте из черного полированного лабрадорита был установлен у торцевой стены южного аванзала, напротив открывающейся высотной перспективы эскалаторного тоннеля, ведущего в верхний подземный вестибюль. Из подземного вестибюля коридор длиной 45 метров вел в наземный павильон, расположенный на Чистопрудном бульваре.

Путевые залы освещались рядом трубчатых светильников, закрепленных по оси зала и скрытым закарнизным освещением, разливающим свет по белому своду, что уничтожало эффект подземелья и помогало зрительно сделать пилоны выше. Облицовка путевых стен была поделена на две части: нижняя часть была облицована светло-серой шестигранной плиткой, верхняя — светлой глазурованной плиткой. По верхней части шел темный штукатурный рельеф в виде стилизованного меандра, в «карманы» которого было вписано название станции.

Полы посадочных платформ имели асфальтовое покрытие, аванзалы и ниши вдоль пилонов были отделаны светлой метлахской плиткой.

Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными

щитами, а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы.

В 1947 году на станции, впервые в Московском метрополитене, появилось люминесцентное освещение.

В 1951 году плиточные полы аванзалов платформы и вдоль пилонов были заменены на красный гранит. Тогда же заменен бетонный плинтус пилонов на мраморный из «Садахло». В 1952-53 гг. частично менялся мрамор на пилонах (причем мраморные плиты установлены без заливки цементным раствором на специальных анкерах).

В 1965 году асфальтовые полы посадочных платформ заменены на гранитные.

В конце 1960-х станцию было решено реконструировать: нужно было построить центральный зал для сооружения перехода на открывающуюся станцию «Тургеневская».

К 1971 году на «Кировской» проведена масштабная реконструкция (ее авторы архитекторы Л.Н.Попова, А.Ф.Фокина), в результате которой оба аванзала были объединены и образован единый центральный зал. Одновременно был установлен большой гермозатвор после первой пары проходов, а малые гермозатворы во второй паре демонтированы. Архитектурно-композиционное решение станции, отделка пилонов проходов при реконструкции были сохранены. Фрагменты первоначального оформления станции сохранились в торцевых зонах, они отличаются более низким сводом с рельефными узорами, отсутствующими в новом зале, а новые арки проходов между пилонами немного ниже старых.

В центре образовавшегося центрального зала сооружен переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии, открытый 5 января 1972 года, а с 13 января 2008 года через северный аванзал осуществляется переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии.

В 1990 году станция «Кировская» переименована в «Чистые Пруды». В середине 1990-х годов станция пережила еще один этап реконструкции. В 1996-97 гг. кафельная плитка на путевых стенах была заменена мраморной облицовкой, которая повторяла прежний рисунок.

В 2006 году из-за устройства в торце станции перехода на ст. «Сретенский бульвар» бюст С.Н.Кирову был демонтирован и перенесен в аванзал перехода.

В 2010 году в связи с празднованием 75-летия метрополитена была установлена памятная плита в среднем зале на пилоне между первым и вторым проходом на I путь. Также в 2010 года на станции в уровне платформы в пассажирской зоне были заменены все деревянные двери на металлические противопожарные.

Архитектура и колористическое решение станции «Чистые пруды» претерпело ряд изменений, главным из которых явилось сооружение центрального зала. Из основных утрат можно назвать замену облицовки путевых стен и утрату светильников в боковых залах станции.