Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, 1821 г., 1878 г., городская усадьба Д.Ф. Новикова — А.Н. Давыдова
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, ул. Большая Ордынка, дом 61, строение 1
Вид объекта ансамбль городской усадьбы / элемент городской усадьбы
Датировка 1821 год, 1878 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

История владения прослеживается со второй половины XVIII столетия. Согласно архивным документам в 1777 г. рассматриваемая территория входила в состав обширной усадьбы майорши Н.М. Мацневой с деревянной застройкой.

В начале XIX в. владение разделили на несколько участков и распродали. В результате сформировались границы, которые с небольшими изменениями сохранялись до 1999-х гг. Территорию исследуемого участка с востока и запада фиксировали трассы Большой и Малой Ордынки, а с севера и юга — соседние дворы.

Из плана 1820 г. известно, что на участке, принадлежавшем коллежскому асессору Д.Ф.Новикову, находились два деревянных сооружения: одноэтажный жилой дом (современное строение 2) в северо-западной части владения, выходящий торцом на красную линию Большой Ордынки, и сарай со стороны Малой Ордынки.

В 1821 г. в юго-западной части усадьбы, со стороны Большой Ордынки по заказу Д.Ф.Новикова был сооружён новый деревянный одноэтажный, частью с подвалом, главный дом прямоугольной в плане формы с двумя выступающими объёмами со стороны двора и сходом в подвал (современное строение 1).

Таким образом в 1820-е гг. на территории рассматриваемого владения сформировалась усадебная планировка с парадным двором, раскрытым в сторону улицы Большой Ордынки, с главным домом и жилым флигелем, и хозяйственной зоной, организованной у Малой Ордынки.

В конце 1870-х — начале 1880-х гг. здание основного объема претерпело значительные строительные изменения, а именно: каменный сход в подвал в дворовой части был снесён, а взамен него была выстроена двухэтажная деревянная галерея, соединяющая между собой крылья дома; со стороны восточного фасада была возведена двухэтажная деревянная жилая пристройка, к которой в свою очередь был пристроен двухэтажный каменный объём. В результате изменений здание получило

«Г»-образную конфигурацию плана.

В этот же период архитектурный облик главного дома получил оформление фасадов в характерных формах эклектики. Согласно проекту 1878 г. главный фасад имел симметричную форму. Архитектурный облик здания дополняли зубчатый пояс и стилизированный триглифно-метопный фриз под венчающим карнизом.

В 1880 г. антресоли были надложены на один аршин.

В конце XIX — начале XX вв. здание использовалось в доходных целях: в нём были устроены квартиры, сдававшиеся в найм. В этот период деревянная пристройка к главному дому была переложена в камне, с северо-востока сооружён каменный тамбур.

В таком виде здание, используемое под жильё, сохранялось до 1984 г. Тогда был сделан капитальный ремонт с перепланировкой под использование здания в конторских целях и восстановлением декоративного оформления фасадов. Кроме того, была сооружена одноэтажная пристройка к южному фасаду.

К настоящему времени здание сохранило объёмно-пространственную композицию на начало XX в. с пристройкой 1980-х гг., архитектурно­декоративное решение фасадов в формах историзма, историческую планировочную структуру в границах капитальных стен, включая сводчатое перекрытие подвала.

В 1996 г. строения № 1 и 2 домовладения № 61 по Большой Ордынке были отнесены к числу выявленных объектов (протокол заседания Экспертной комиссии от 06 февраля 1996 г. № 69) Однако 21 марта 1997 г. строение № 1 Москомнаследия «Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия” (протокол от 16 апреля 2008 г. № 1/12) данное решение было пересмотрено в связи с его необоснованностью и строения № 1 и 2 вновь были приняты под государственную охрану в качестве ансамбля «Городская усадьба, XIX в.: — главный дом, первая треть XIX в., 1878 г.; — флигель, первая треть XIX в., 1878 г.»