Станция Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии «Сокол», 1938 г., арх. К. Яковлев, Ю. Яковлев

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Станция Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии «Сокол», 1938 г., арх. К. Яковлев, Ю. Яковлев
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Ленинградский просп., д.74, к.1, с.2
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1938 год
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Яковлев К., Яковлев Ю.
Описание объекта

Сокол — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена под Ленинградским проспектом неподалеку от развязки с Волоколамским и Ленинградским шоссе. Вестибюли находятся на территории районов «Сокол» и «Аэропорт» Северного административного округа г. Москвы. Станция была открыта 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Название свое она получила по расположенному поблизости поселку Сокол, который был построен в 1920-е гг.

Район, в котором расположена станция, вошел в состав г. Москвы только в 1917 г. Ранее это было крупное подмосковное село Всехсвятское, — бывший волостной центр. План строительства линии метро с конечной остановкой «Всехсвятское» появился еще в 1933 г. Позднее он неоднократно корректировался. В рамках генерального плана реконструкции г. Москвы 1935 г. предполагалось построить линию метро с конечными станциями «Аэропорт» и «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Однако в связи с тем, что депо 2-й очереди перенесли в район развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе, на линии была запланирована еще одна станция. Несмотря на то, что эта станция строилась в самом центре бывшего села Всехсвятского, она получила свое название от расположенного в полукилометре кооперативного поселка «Сокол», созданного в 1920-х гг.

Название станции, предложенное в первоначальном проекте, было неприемлемо с идеологической точки зрения.

Строительство метро «Сокол» осуществлялось открытым способом. В день открытия самой станции также было открыто метро-депо «Сокол», расположенное северо-восточней развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе. Изначально вестибюль станции находился в окружении малоэтажных сельских домов. Предполагалось, что в будущем он займет центральное место курдонера, образованного П-образной застройкой (этот проект не был реализован).

21 декабря 1949 г. был открыт западный вестибюль станции, расположенный на противоположной стороне Ленинградского проспекта рядом с Храмом Всех Святых во Всехсвятском. В 1952-1953 гг. для улучшения обслуживания пассажиров от центрального мостика были построены дополнительные лестницы на платформу, что позволило существенно уменьшить нагрузку на центральные лестницы. 28 апреля 1960 г. был открыт дополнительный выход в подземный переход под Ленинградским проспектом. В декабре 1961 г. на станции метро «Сокол» впервые в Московском метрополитене была испытана система оборота состава без участия локомотивных бригад. Станция метро «Сокол» перестала быть конечной 31 декабря 1964 г., когда Замоскворецкая линия была продлена до станции «Речной вокзал». В 1992 г. был предложен проект смены названия станции на «Всехсвятское», однако он не был осуществлен. В 1992 г. после обрушения нескольких ступеней одной из дополнительных лестниц, они были закрыты из-за плохого технического состояния. К 1994 г. лестницы полностью демонтированы, и станция приобрела первоначальный вид. В декабре 2002 г. в восточном вестибюле был построен вход в торговый центр «Метромаркет».

В конце мая 2008 года в связи со строительством Волоколамского тоннеля в рамках проекта «Большая Ленинградка» был закрыт западный вестибюль станции (к тому времени подземный переход под Ленинградским проспектом тоже был закрыт). Вплотную к восточному вестибюлю была пристроена временная касса для продажи билетов. Для пассажиров был построен временный пешеходный мост через Ленинградский проспект. Однако в часы пик на этом мосту скапливалось огромное количество людей, что приводило к раскачиванию конструкции. В связи с этим через три дня западный вестибюль был открыт вновь, до строительства дополнительного моста.

30 декабря 2010 г. западный вестибюль метро «Сокол» открылся после реконструкции. По заявлению пресс-службы Московского метрополитена была проведена реставрация с сохранением первоначального облика. Было заменено гранитное покрытие пола и ступеней, стены облицованы бежевой плиткой. К тому же были установлены новые входные двери и турникеты.

В генеральном плане г. Москвы, принятом в 2010 г., предусматривалось строительство в срединной части города до 2025 г. Большого кольца Московского метрополитена. Согласно проекту, пересадку с кольца на Замоскворецкую линию предполагалось осуществлять через станцию метро «Сокол». Позднее проекты строительства Большого кольца и Третьего пересадочного контура были объединены. Согласно новому проекту, пересадка с кольца на Замоскворецкую линию будет

осуществляться через станцию метро «Динамо».

В конце 2015 г. появились планы реставрации восточного вестибюля станции метро «Сокол».

Станция построена по индивидуальному проекту, ее конструкция нетипична для Московского метрополитена. Тип конструкции — колонная двухпролетная мелкого заложения (глубина заложения — 10 метров).

Станционный зал представляет собой два параллельных свода, опирающихся на боковые стены и на средний ряд опор. Расстояние между колоннами — 7,4 м. Пролеты между опорами прорезаны вертикальными цилиндрами, верх которых завершается куполами с нишами. Эти купола служат рефлекторами для источников освещения, скрытых от глаз наблюдателя кусками агамзалинского оникса. Таким образом, достигается равномерное освещение станции (позднее для дополнительного освещения на колоннах были установлены прожекторы, направленные под купола). Нижние части колонн облицованы биробиджанским мрамором и окружены скамейками. Плоские участки боковых стен также облицованы мрамором. Все кривые поверхности станционного зала оштукатурены. Пол выстлан серым и розовым гранитом. Станционный зал делится на две равные части поперечным мостиком, который сообщается с платформой двумя широкими лестницами. Первоначально на парапетах лестниц были установлены светильники в виде торшеров, которые не сохранились до настоящего времени. На колоннах станции были установлены часы напротив схода с лестниц, эти часы также не сохранились. Мост соединяется двумя проходами с вестибюлями станции. Стены проходов и вестибюлей выстланы керамической плиткой и мозаикой из разноцветного мрамора.

Путевые стены станции украшены четырьмя огромными панно из белого мрамора. По первоначальному плану было задумано, что на них будут записаны слова из сталинской Конституции о правах советского гражданина: «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых», «Право на обеспеченную старость». Однако эта идея не была воплощена.

Восточный вестибюль выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. От них лестницы спускаются в подземный кассовый зал. Фасад вестибюля облицован подмосковным известняком. На площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. В стенах павильона — широкие оконные проемы. На гранитной стене в кассовом зале восточного вестибюля имеется памятная надпись: «Метрополитен имени В.И.Ленина. Станция Сокол«. Надпись выполнена путем выдалбливания литер в граните. Если присмотреться, то можно увидеть следы от более старой надписи: «Метрополитен имени Л.М.Кагановича… «.

Западный вестибюль был построен спустя 11 лет после открытия станции. Он также имеет раздельный вход и выход с лестницами, сходящимися в кассовом зале. Но, в отличие от восточного вестибюля, он имеет П-образную форму. В центре кассового зала находится массивная колонна. В 2000-х гг. в центральной части западного вестибюля был построен магазин (снесен в 2016 г.).

Станция метро «Сокол» частично приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Лестница западного вестибюля оборудована колясочным спуском и контрастными полосами для слабовидящих. Тем не менее, лестница, ведущая на платформу, подобных приспособлений не имеет. Лифты и эскалаторы на станции отсутствуют. Лестница, ведущая с платформы к выходу в подземный переход под Ленинградским проспектом, оборудована полозьями для колясок и хозяйственных сумок-тележек.

Архитекторы станции и восточного вестибюля — Ю.Н.Яковлев и К.Н.Яковлев; архитекторы западного вестибюля — В.Г.Поликарпова и В.М.Андреев. Инженеры-конструкторы: Н.И.Кабанов и Н.И.Ушаков.

Строительство станции выполнила Дистанция № 2 Мосметростроя (руководитель С.Соколин). Станция метро «Сокол» является выявленным объектом культурного наследия.

За станцией от главных путей ответвляются соединительные ветви в депо «Сокол», обслуживающее Замоскворецкую линию. Они используются для въезда и выезда составов из депо и, в редких случаях, для оборота составов. Особенность путевого развития: главный станционный путь в сторону «Войковской» после станции ведет не прямо, а поворачивает направо. Прямо ведет ветка в электродепо «Сокол». Это связано с тем, что ширина станции не позволила разместить служебные пути так, чтобы главный путь располагался прямо. Такая особенность является редкостью для Московского метрополитена. Аналогичная ситуация встречается на станциях «Сокольники», «Партизанская» и «Выхино».