Павильон «Колхозный дом культуры на ВВЦ» (ВДНХ), 1954 г., арх. Авдотин Л.Н., Корнеев Ю.П., Копарин В.И., комплекс Все...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Павильон «Колхозный дом культуры на ВВЦ» (ВДНХ), 1954 г., арх. Авдотин Л.Н., Корнеев Ю.П., Копарин В.И., комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, просп. Мира, д. 119, стр. 84
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1954 год
Правоустанавливающие документы Приказ Министерства культуры РФ от 01.06.15 № 1693, Распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 18.11.15 № 521
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Авдотин Л.Н., Копарин В.И., Корнеев Ю.П.
Описание объекта

Объект расположен на территории ВДНХ.

Открытие Выставки (тогда ВСХВ) 1 августа 1939 г. рассматривалось руководством страны, как демонстрация успехов социалистического хозяйства, как своеобразный парк достижений советского сельского хозяйства и промышленности. Проект Выставки воплощал возможности и «реалии» социализма на «одной шестой части земли». Во время Великой Отечественной войны ВСХВ не работала. В конце 1940-х годов началась ее реконструкция. Возобновление постоянной сельскохозяйственной выставки в Москве относится к февралю 1947 года, в период завершения послевоенной разрухи и восстановления народного хозяйства. Выставка получила новые границы с приращением 70-ти гектаров за счет сноса застройки села Алексеевского и присоединения ранее заболоченного участка с ручьями, оврагами и заняла территорию в 207 га. Новый генеральный план развития Выставки был утвержден правительством. Этот генеральный план Выставки был создан на базе довоенного плана, но со значительными изменениями, с частичным использованием существовавшей планировки и застройки. При этом принципиальная схема функционального зонирования была сохранена. В отличие от 1939 г., в новой реконструкции Выставки возобладала тенденция к возведению капитальных сооружений. По сравнению с 1939 годом количественно выросла группа союзных павильонов и составила 16 зданий. Среди вновь построенных зданий были павильоны «Сибирь», «Северный Кавказ», «Поволжье». На площади Колхозов появились павильоны Прибалтийских республик и Молдавии. Ранее выстроенные павильоны союзных республик были обновлены.

В восточной части территории Выставки, неподалеку от улиц Сергея Эйзенштейна и Вильгельма Пика и Северного (бывшего Главного) входа, был устроен сектор с постройками колхозного села — эталонными зданиями сельского совета, дома культуры, правления колхоза, детского сада, яслей, школы, сельского магазина, чайной, почтового отделения, типовой машинно-тракторной станции. В отличие от комплекса образцовых колхозных построек довоенного времени «Новое в деревне», в который входили здания простой рациональной архитектуры, необходимые для советского сельскохозяйственного поселения: сельсовет, клуб, школа, родильный дом, правление колхоза, колхозный хозяйственный двор и машинно-тракторная станция (МТС), комплекс 1950-х гг. был трактован в более парадно-представительском стиле. Композиционно он в полной мере следовал традиции классической русской усадебной архитектуры, в свою очередь, опиравшейся на традиции палладианства, и в советское время наиболее полно выразившейся в архитектурной школе И.В.Жолтовского.

Исследуемое строение № 84 было спроектировано и выстроено в течение одного строительного периода с 1952 по 1954 как образцовый колхозный дом культуры и вместе с двумя расположенными рядом одноэтажными строениями сельсовета и правления колхоза образовал своеобразный парадный мини-ансамбль в репрезентативном классическом стиле, ориентированный на «красную» линию одного из круговых транспортных проездов вокруг анфилады центральных площадей и обладающего симметричной планировкой. В центре стояло исследуемое строение № 84 — Колхозный Дом культуры, фланкируемое по бокам одноэтажными объемами-флигелями. Эти три здания были спроектированы отраслевой проектной организацией — ГИПроНИИСельхоз. Авторами проекта Дома культуры (стр. №84) стали молодые архитекторы Л.Н.Авдотин, Ю.П.Корнеев и В.П.Копарин. Судя по сохранившемуся изображению 1954 года, первоначально крыши всех трех зданий были покрыты красной черепицей. В сочетании с белеными фасадами это, несомненно, делало их весьма нарядными. Центр образуемого парадного двора был занят партерным цветником, изображения которого сохранились на исторических фотографиях середины 1950-х гг.

В целом ансамбль представляет собой хорошо сохранившийся образец сдержанного, монументального, классицистического в своей основе «большого» стиля, характерного для конца 1940-х и первой половины 1950- х гг. Как ансамбль в целом, так и каждый из входивших в его состав элементов призван был воплощать собой идеализированное представление о жизни колхозного села и его отдельных институтов, и служить тем самым мощным орудием агитационного и идеологического воздействия на посетителей выставки — как, впрочем, и большая часть остальных павильонов ВСХВ — ВДНХ.

Первоначальное функциональное назначение исследуемого здания должно было совмещать в себе две функции, связанные друг с другом лишь опосредованно — как внедрение в колхозную жизнь новой культуры не только в общепринятом, гуманитарном значении этого термина, но и в узкоспециальном, понимаемом как культура ведения сельского

хозяйства. Именно поэтому в здании изначально были выделены две функциональные зоны — зона растениеводческой и животноводческой лабораторий и зона собственно Дома культуры, каждая с отдельным входом. В архиве ВДНХ сохранилась проектная документация, в составе которой подробно охарактеризовано функциональное назначение отдельных помещений. Зона сельскохозяйственных лабораторий располагалась на 1-м этаже в северной части здания, имела оборудование для проведения опытов и помывочную. Зона Дома культуры включала библиотеку с читальным залом, помещения для кружковой работы и большой, парадно оформленный зрительный зал на 360 человек, со сценой и засценными помещениями, большим двусветным фойе и гардеробом. Рядом с гардеробом имелся отдельный вход для зимнего времени, снабженный тепловым тамбуром. В летнее же время вход в большое фойе зрительного зала осуществлялся непосредственно с лоджии главного фасада. Выход из зрительного зала был предусмотрен через независимые дверные проемы, расположенные непосредственно в зале с противоположной от входа стороны. В здании также были предусмотрены склады спортивного и сельскохозяйственного инвентаря, музыкальных инструментов и кинопроекционная.

Архитектурно здание Дома культуры было решено в парадно­репрезентативном стиле, с обилием лепных украшений по фасадам и интерьерам, бронзовыми осветительными приборами, филенчатыми дверными полотнищами, деревянными настенными панелями и пр. Композиция здания в целом напоминает сложившийся к этому времени в советской архитектуре тип культурно-зрелищного учреждения, разработанный в мастерской И.В.Жолтовского, сохранившимися образцами которого в Москве служат, например, здания кинотеатров «Слава» (на шоссе Энтузиастов) и «Победа» (на Абельмановской улице). Подобные по архитектуре здания клубов, домов культуры и кинотеатров в это время в большом числе строились в Советском Союзе.

Как в общем характере декора фасадов (особенно главного) и интерьеров здания, так и в сюжетной составляющей мотивов лепного убранства (серпы, звезды, снопы колосьев и пр.) отразился прекрасный утопический образ идеального советского будущего, начинающего воплощаться в реальность настоящего уже непосредственно здесь, на территории Выставки. Каждое здание здесь — дворец, воплощающий некую сказочную народную мечту об идеале, не последнее место в которой занимает представление о богатстве и общем раблезианском изобилии, выстроенных в некие упорядоченные, классицизирующие формы, воплощающие властную незыблемость и гармонию. В ряду построек ВСХВ- ВДНХ здание Дома культуры не обладает самым богатым и сложным декором, но тем не менее, оно полностью встраивается в ее общую архитектурно-художественную концепцию.

До настоящего времени в целом сохранилось композиционное решение и декоративное оформление фасадов Дома культуры. Лепной декор фасадов сохранился, но требует расчистки от многочисленных слоев позднейших покрасок. Сохранились двупольные филенчатые входные двери и некоторые внутренние, с прибором, а также исторические столярные заполнения оконных проемов.

В интерьерах сохранилась декоративная отделка двусветного парадного вестибюля и вестибюля с гардеробом, зрительного зала и некоторых иных помещений. Некоторые комнаты для кружковых занятий и административного назначения отремонтированы с применением современных материалов.

В течение всех последующих периодов существования и развития ВСХВ — ВДНХ — ВВЦ и снова ВДНХ, несмотря на неоднократную смену общей концепции Выставки и функционального назначения отдельных павильонов, многочисленные утраты и нововведения, здание исследуемого павильона № 84 сохраняло свою первоначально заложенную в проекте функцию практически без изменений. В нем до сих пор функционирует Дом культуры ВВЦ-ВДНХ. Все проведенные планировочные изменения были связаны с изменением функционального назначения отдельных помещений, модернизацией инженерных систем и не затрагивали капитальных строительных конструкций.

До настоящего времени в целом сохранилось композиционное решение и декоративное оформление фасадов Дома культуры. Лепной декор фасадов сохранился, но требует расчистки от многочисленных слоев позднейших покрасок. Сохранились двупольные филенчатые входные двери и некоторые внутренние, с прибором, а также исторические столярные заполнения оконных проемов.

В интерьерах сохранилась декоративная отделка двусветного парадного вестибюля и вестибюля с гардеробом, зрительного зала и некоторых иных помещений. Некоторые комнаты для кружковых занятий и административного назначения отремонтированы с применением современных материалов.