Дорогомиловский железнодорожный мост (ныне Старый Дорогомиловский мост), 1905-1907 гг., арх. А.Н. Померанцев, Г.В. Ульянинский,...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Дорогомиловский железнодорожный мост (ныне Старый Дорогомиловский мост), 1905-1907 гг., арх. А.Н. Померанцев, Г.В. Ульянинский, инж. Л.Д. Проскуряков, П. Рашевский
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Тараса Шевченко наб.
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1905-1907 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н., Ульянинский Г.В.
Описание объекта

Мост построен в 1905-1907 гг. по проекту архитектора Г.В. Ульянинского, под руководством инженера П.И. Рашевского.

Согласно проекту, на рассматриваемой территории было возведено два моста — существующий Старый Дорогомиловский и находившийся ниже по течению Смоленский железнодорожный мост на соединительной ветке между станциями «Кутузово» Малого Кольца Окружной железной дорога и современной ст. «Тестовская» Белорусского направления. Помимо этого был возведен также временный деревянный мост подкосной системы «для вагонетной возки», разобранный после пуска постоянных мостов. Соединительная ветка и Смоленский мост были разобраны в 1998 припостройке Третьего транспортного кольца и нового Дорогомиловского автодорожного моста.

Ныне существующий, Старый Дорогомиловский мост представляет собой трехпролетную конструкцию, с ездой поверху балок ферм (каждая длиной по 53,3 м., изготовлены на Брянском заводе).

Речные быки и левобережный устой имеют кессонное основание, а правобережный устой стоит непосредственно на скальном основании.

Устои и быки решены в виде квадратных в сечении пилонов, облицованных камнем, имитирующим циклопический руст.

В 1938 г. стальные фермы были заменены на стальные балки для увеличения подмостового габарита. В 1978 г. были заменены частично металлические пролеты конструкции, а также проведен капитальный ремонт опор.

Сведения об архитекторах

Все станционные павильоны и сооружения Окружной Железной дороги были построены по проектам архитектора А.Н. Померанцева (1849-1918).

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем на архитектурном отделении Императорской Академии художеств в Петербурге; стажировался за границей (в Италии, Франции и Швейцарии).

За выполненные в Италии обмеры Палатинской капеллы получил звание академика, в 1888 г. был назначен адъюнкт — профессором при архитектурном классе Академии Художеств. С 1892 — профессор архитектуры, с 1893— действительный член ИАХ, с 1894 — ректор Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, в 1899—1900 ректор ИАХ. Служил преподавателем в Училище изящных искусств А.О. Гунста.

Его руке также принадлежат деревянная церковь в с. Федоскино Московской области; генеральный план Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде, проекты основных павильонов (Главный,

Среднеазиатский, Машинный, Искусств); церковь вмч. Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы в с. Берёзовка Данковского района Липецкой области; Церковь Александра Невского в Челябинске; храм Александра Невского в Софии (1897, 1904-1912); в Ростове-на-Дону Дума и Городской дом (1895-1896), Доходный и торговый дом «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников» (1883), Гостиница «Московская», при участии архитектора Н.Н. Дурбаха (1885—1887); Особняк Н.В. Спиридонова в Санкт-Петербурге (1895-1896); в Москве — Верхние торговые ряды (1889-1893, Красная площадь,3). В 1911 разработал по рисункам В.М. Васнецова проект храма Александра Невского на Миусской площади.

Инженером проекта Окружной железной дороги являлся Л.Д. Проскуряков (1858-1926) — русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики. Окончил Петербургский институт путей сообщения (1884), с 1887 — преподаватель кафедры мостов. В 1895 г. создал проект моста через р. Енисей (по величине пролетов мост является вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. По типу Енисейского спроектировал мосты через Оку и Волхов и через Волгу у Казани. Также по его проекту возведены мосты через Зею и Черемшанку на ж.-д. ветке Тюмень-Омск, мост через реку Которосль у Ярославля, через Амур у Хабаровска (Алексеевский).

В 1900 г. получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за проект моста через Енисей.

В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе Малого кольца московской железной дороги были построены два железнодорожных моста через реку Москву — Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 г. (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 гг. — перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

В 1902 г. опубликовал полный курс строительной механики «Сопротивление материалов» (ч.1), в 1907 г. «Статика сооружений» (ч.2), работу «К расчету сквозных ферм».

Л.Д. Проскуряковым впервые была предложена т. н. статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.