Пассажирское здание, комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Ка...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Пассажирское здание, комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Черепановых пр., дом 15
Вид объекта Выявленный ансамбль
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Северном Административном округе г. Москвы, у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над западной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы. От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви (исторические №№ 2,2а) на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей Малое кольцо МЖД в востоку от Лихобор. Также от станции на север отходит куст подъездных путей, пересекающих 2-й и 3-й Лихачевский переулки. Близ станции Лихоборы — локомотивное депо Лихоборы-Окружные, обслуживающее Малое кольцо МЖД.

В 2011 г. станция Лихоборы насчитывает 15 путей общей протяженностью около 9 км., стрелочных переводов — 88. Стрелки частично заменены и уложены на бетон. Обслуживающий персонал 40 человек. В рамках реконструкции Малого кольца МЖД и подготовки к открытию пассажирского движения по нему, намеченному на сентябрь 2015, весной 2011 на станции начата геодезическая съемка, подготовка к строительству контактной сети и третьего главного пути.

Станция Лихоборы была выстроена первой из всех станций Московской Окружной дороги по индивидуальному проекту А. Н. Померанцева на окраине города, близ Петровской земледельческой академии и усадьбы «Михалково».

Станция проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге. Был возведен значительный комплекс, состоявший из сооружений: пассажирского вокзала, мастерских для ремонта паровозов и вагонов (ныне — депо Лихоборы-Окружные), нефтекачки, кузницы, дома начальника участка пути и другие пристанционные сооружения. На искусственном холме была возведена 30-и метровая водосборная башня. Освещалась станция распыленным газом по системе инженера Кржеминского. Также сохранились элементы исторического озеленения — близ здания вокзала двухвековой тополь (возраст подтвержден радиоуглеродным анализом, сохранен по личному указанию начальника МЖД В. Старостенко.

В 2008 г. в честь 100-летия со дня открытия станции Лихоборы на перроне сооружена памятная стела.

Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке

— Владыкино, против нее — Братцево.

В настоящий момент рассматриваемый ансамбль станции «Лихоборы» сохранился практически полностью. Комплекс является уникальным ансамблем железнодорожного строительства.

Пассажирское здание вокзала

Представляет собой прямоугольный, одноэтажный объем, обращенный главным, северо-западным фасадом в сторону железнодорожного полотна, юго- восточным на проезд Черепановых. Здание выстроено по индивидуальному проекту в 1903-1908 гг. в стиле модерн.

Строение имеет обильное архитектурно-художественное убранство фасадов. Юго-восточный фасад имеет ассиметричную композицию. В центр оформлен большим арочным окном в массивном наличнике с профилированным арочным завершением на фигурных лепных консолях с лепным замковым камнем. Окно обрамлено рустованными пилястрами с лепными украшениями капители. Над окном проходит стилизованный триглифно-метопный фриз, карнизы с дентикулами. Над ним располагается криволинейный аттик. Слева к центральной части примыкает объем, прорезанный двумя окнами в наличниках. Крайняя левая ось выделена рустованными пилястрами, небольшим аттиком. Справа от центрального окна поверхность стены решена в виде нескольких скошенных объемов с декоративным оформлением филенками, профилированными карнизами, лепными консолями, и выделением аттиком.

Композиция северо-западного фасада тоже ассиметрична. Центральная композиционная ось смещена влево, представляет собой семиосный объем. Его средняя часть увенчана щипцовым завершением, в тимпане которого находится надпись «Лихоборы». Первый этаж оформлен окнами, объединенных лентой фриза с лепными гирляндами и геометрическими орнаментами. Справа и слева от центра располагаются окна в полуналичниках с подоконными полочками. По фасаду проходит несколько горизонтальных тяг, карнизов. Сохранились кованые кронштейны 1900-х гг.

Боковой, северо-восточный фасад украшен тремя стрельчатыми окнами разной высоты. Верхняя часть проработана поясом ширинок, тягами, венчающим карнизом. Углы фасада украшены рустованными лопатками с башенным завершением.

Юго-западный фасад не имеет сложного декоративного убранства С данной стороны находится вход в здание с веерной клинчатой перемычкой.