Жилой дом со службами (тип № 2), комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Жилой дом со службами (тип № 2), комплекс зданий и сооружений станции «Лихоборы», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Черепановых пр., дом 28
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Северном Административном округе г. Москвы, у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над западной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы. От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви (исторические №№ 2,2а) на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей Малое кольцо МЖД в востоку от Лихобор. Также от станции на север отходит куст подъездных путей, пересекающих 2-й и 3-й Лихачевский переулки. Близ станции Лихоборы — локомотивное депо Лихоборы-Окружные, обслуживающее Малое кольцо МЖД.

В 2011 г. станция Лихоборы насчитывает 15 путей общей протяженностью около 9 км., стрелочных переводов — 88. Стрелки частично заменены и уложены на бетон. Обслуживающий персонал 40 человек. В рамках реконструкции Малого кольца МЖД и подготовки к открытию пассажирского движения по нему, намеченному на сентябрь 2015, весной 2011 на станции начата геодезическая съемка, подготовка к строительству контактной сети и третьего главного пути.

Станция Лихоборы была выстроена первой из всех станций Московской Окружной дороги по индивидуальному проекту А. Н. Померанцева на окраине города, близ Петровской земледельческой академии и усадьбы «Михалково».

Станция проектировалась как центральная на Московской окружной железной дороге. Был возведен значительный комплекс, состоявший из сооружений: пассажирского вокзала, мастерских для ремонта паровозов и вагонов (ныне — депо Лихоборы-Окружные), нефтекачки, кузницы, дома начальника участка пути и другие пристанционные сооружения. На искусственном холме была возведена 30-и метровая водосборная башня. Освещалась станция распыленным газом по системе инженера Кржеминского. Также сохранились элементы исторического озеленения — близ здания вокзала двухвековой

тополь (возраст подтвержден радиоуглеродным анализом, сохранен по личному указанию начальника МЖД В. Старостенко.

В 2008 г. в честь 100-летия со дня открытия станции Лихоборы на перроне сооружена памятная стела.

Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке — Владыкино, против нее — Братцево.

В настоящий момент рассматриваемый ансамбль станции «Лихоборы» сохранился практически полностью. Комплекс является уникальным ансамблем железнодорожного строительства.

Жилой дом

Представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане строение. Относится к типу №2. Северо-западный фасад здания имеет шесть осей. На линии второй оси располагается ризалит, увенчанный треугольным щипцом. Углы ризалита украшены рустованными лопатками, первый и второй этаж окнами с лучковым и арочным завершением. Над окном второго этажа располагается криволинейный стилизованный сандрик. Тимпан щипца выложен плиткой, в его центре находится архитектурно оформленное круглое окно. Остальные окна фасада имеют аналогичное убранство: в перовом этаже декорированы полуналичниками с веерной перемычкой, в втором — криволинейным сандриком.

В верхней части здания проходит полоса узкой профилированной тяги, над ней — широкий штукатурный фриз и венчающий карниз, проходящие по всему периметру здания.

Противоположный фасад имеет аналогичное декоративное убранство главному. Также имеет ризалит с щипцовым завершением, и обработкой углов рустованными лопатками.

Боковой, северо-восточный фасад решен в две оси. Окна в первом этаже оформлены полуналичниками, верхние окна украшены криволинейными сандриками.

Юго-западный фасад объемнее противоположного. Также прорезан тремя осями окон. Окна убраны в полуналичники. Одно из окон во втором этаже больше остальных, оформлено криволинейным сандриком.

Крыша здания перекрыта сложной системой скатных крыш, в том числе вальмовой.