Казарма, комплекс зданий и сооружений станции «Лефортово», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д....

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Казарма, комплекс зданий и сооружений станции «Лефортово», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, ул. Уткина, д. 40б
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение -
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект — ансамбль станции «Лефортово», является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной на территории Восточного административного округа г. Москвы. Располагается между Измайловским парком и районом Соколиная гора. Название связано с расположением станции на территории бывшего 3-его Лефортовского земского района.

Историческое домовладение ограничивается с севера 5-й ул. Соколиной горы, с запада — жилыми кварталами, с востока — территорией Московского Электродного завода. В южной части исторической территории пути станции пересекает шоссе Энтузиастов. В настоящий момент близ станции ведется масштабное строительство Четвертого транспортного кольца.

С юга к станции подходят пути, соединяющие станцию с промзоной на западе района Перово, а также соединительная ветвь на станцию Перово Казанского направления Московской железной дороги. Следующая станция по часовой стрелке — Андроновка, против часовой стрелки — Черкизово.

Рассматриваемый ансамбль станции «Лефортово» Московской Окружной железной дороги состоит из пассажирского здания (Уткина ул., д. 37а), жилого дома (нет адреса БТИ) и здания путевых казарм (Энтузиастов шоссе, 42а).

Характерной особенностью комплекса зданий станции является его территориальная разрозненность, обусловленная различной функциональной принадлежностью. Однако при своем отдаленном положения здания являются единым комплексом, как по своей первоначальной принадлежности, так и по архитектурному оформлению.

Комплекс был выстроен в 1903-1908 гг. по типовому проекту архитектора А.Н. Померанцева, инженеров С. Карейша и Л.Д. Проскурякова.

Проекты исследуемых зданий, наравне со строениями других станций, представлены в «Альбоме исполнительных типовых чертежей Московской окружной железной дороги», вышедшем ограниченным тиражом в 1908 году.

Согласно плану станции, помимо пассажирского здания вокзала, жилого дома (типовой проект №5) и казармы в состав станции входили сарай для пожарных инструментов, мусорная яма, погреб для керосина, общественная уборная, службы при жилом доме, сторожевой дом, будки центрального управления стрелками, здание водоснабжения по системе Гантке (не сохранились).

Архитектурное оформление строений ансамбля выполнено в духе стиля модерн.

Путевая казарма расположена в южной части комплекса, является одной из сохранившихся одиннадцати казарм, возведенных на Московской Окружной железной дороге.

Строение кирпичное, одноэтажное, прямоугольной формы в плане. Исторически здание располагалось по адресу: ш. Энтузиастов, д. 42а. В связи со строительством Четвертого транспортного кольца казарма была перенесена на новое место — к пассажирскому зданию станции.

Здание имеет свое первоначальное архитектурное оформление: центральная часть главного фасада в два окна фланкирована небольшими симметричными ризалитами, увенчанными деревянными фронтонами на консолях с резьбой, углы ризалитов оформлены рустованными лопатками, окна — наличниками с веерной клинчатой перемычкой в венчающей части. Западный фасад решен аналогично. Правый ризалит венчает фронтон с полуциркульным окном, левый — также деревянным на подкосах. Северный и южный торцевые двуосные фасады имеют аналогичное убранство. Здание перекрыто двускатной крышей.