Пассажирское здание вокзала, комплекс зданий и сооружений станции «Белокаменная», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Пассажирское здание вокзала, комплекс зданий и сооружений станции «Белокаменная», 1903-1908 гг., арх. А.Н. Померанцев, инж. С. Карейша, А.Д. Проскуряков
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Москва, Яузская аллея ул., д.1
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка 1903-1908 года
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус выявленный объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор Померанцев А.Н.
Описание объекта

Рассматриваемый объект — станция «Белокаменная» — является участком Малого кольца Окружной московской железной дороги, расположенной в Восточном Административном округе г. Москвы, на территории природного национального парка «Лосиный Остров». Местность «Лосиный Остров» известна с 1406 г.

С XV по XVIII в. угодья входили в состав Тайнинской дворцовой волости, земли которой с древних времен служили охотничьими угодьями для русских князей и царей.

В 1799 г. леса были переданы в ведомство казны. В это время была проведена первая топографическая съемка: лес был разбит на кварталы, площадь каждого была равна квадратной версте. Первое лесничество было образовано в 1842 г., первое лесоупорядочивание было произведено таксаторами — старшим Е. Гримме и младшим Н. Шелгуновым. По его результатам в лесном фонде было отмечено доминирование ели (67%), которая впоследствии сменилась сосной и березой. В 1844 г. лесничим В. Гершнером было положено начало созданию в Лосином Острове рукотворных лесов. Активные лесокультурные работы, преимущественно посевы и посадки сосны, велись на протяжении 115 лет. В середине XIX в. была организована Лосиноостровская лесная дача, начался период систематического лесного хозяйствования. Идея создания национального парка появилась в 1909 г., в 1934 г. «Лосиный Остров» был включен в пятидесятикилометровый «зеленый пояс» вокруг г. Москвы. Значительная часть лесного массива была вырублена во время Великой Отечественной войны. В 1979 г. объединенным решением Московского городского и областного Советов народных депутатов «Лосиный Остров» был преобразован в природный парк, в 1983 г. Решением Совета Министров РСФСР был образован национальный парк.

В начале ХХв. по западной окраине парка «Лосиный остров» была проложена ветка Московской Окружной железной дороги и построена станция «Белокаменная».

Станция «Белокаменная» была построена по типовому проекту Московской Окружной железной дороги в 1903-1908 гг. Первоначально станционный комплекс включал в себя: пассажирское здание, пакгауз, сторожевой дом, центральный стрелочный пост, жилые дома, а также пожарный сарай, керосиновый погреб, здание водоснабжения по системе Гантке и другие хозяйственные постройки. До недавнего времени сохранялись здания вокзала, будок центрального управления стрелками, два поста централизации, здание водоснабжения и два жилых дома. В настоящее время сохранилось здания пассажирского вокзала с элементами благоустройства перрона и два жилых дома.

Современная станция используется для отстоя, запаса и резерва вагонов. Грузовую работу ведет маневровый локомотив депо «Ростокино».

Имеет шесть путей — два главных и четыре приемоотправочных. Первоначально от станции отходили ветки к спецобъекту на мызе

Раево, к заводам «Красный богатырь», «Колосс», впоследствии часть из них была заброшена, а к 2000-м гг. разобрана. У северной горловины станции железнодорожные пути проходят по Абрамцевскому путепроводу над Абрамцевской просекой. Над южной горловиной станции находится путепровод Лосиноостровской улицы.

На станции неоднократно снимались художественные фильмы. В частности фильм «Когда деревья были большими» (фигурирует как Селиваново).

Следующая остановка современного Малого кольца Окружной железной дороги по часовой стрелке — Черкизово, против нее — Ростокино.

Пассажирское здание вокзала (ВАО, Яузская аллея, без адреса) представляет собой небольшой одноэтажный объем переменной высоты, прямоугольный в плане, обращенный северо-восточным фасадом к железнодорожному полотну. Строение было возведено по типовому проекту в период 1903-1908 гг.

Центральный объем здания представляет собой прямоугольный объем в три оси, увенчанный четырехскатной крышей.

Наиболее ярким элементом композиции являются два окна северного и южного фасадов, фланкированные пилястрами со стилизованным ионическим ордером. Вместо крайнего левого окна в настоящее время устроен вход в здание. Под окнами располагаются подоконные полочки и филенки.

В верхней части фасада, между базами лопаток располагаются прямоугольные наборные панно из метлахской плитки, над ними проходит профилированный карниз, отделяющий гладкий оштукатуренный фриз с сохранившейся надписью «Белокаменная», выполненной металлическими буквами. Здание венчает простой карниз, опирающийся на металлические фигурные консоли 1900-х гг.

Слева и справа к данному объему примыкают одноэтажные прямоугольные объемы. Правый объем прорезан двумя прямоугольными окнами с подоконными полочками. Левый объем глухой. Согласно альбому «Исполнительных типовых чертежей МОЖД» здесь первоначально располагался вход в здание, ныне заложенный. Противоположный, юго- западный фасад имеет аналогичное композиционное решение и убранство. Все оконные проемы сохранили свое местоположение и декоративное убранство. Окно правого объема сохранило подлинное столярное заполнение с мелкой расстекловкой.

Северо-западный и юго-восточный фасады имеют более скромное оформление. Прямоугольные окна украшены подоконными полочками и филенками. Сохранились слуховые окна.

Согласно архивным фотографиям 1900-х гг. к левому небольшому объему постройки от перрона вел крытый навес — дебаркадер. Ныне дебаркадер утрачен, также здание утратило печное отопление.

Сохранилось первоначальное ограждение платформы. Представляет собой невысокий кованый ажурный забор, состоящий из решетчатых секций, объединенных небольшими опорными столбами с круглым набалдашником.