Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ограда бывшего слободского дворца, XVIII-XIX вв.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Москва, 2-я Бауманская ул., 5
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка XVIII-XIX века
Правоустанавливающие документы -
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор Григорьев А.Г., Жилярди Д.И.
Описание объекта

Рассматриваемый объект культурного наследия «Техническое училище (перестройка быв. «Слободского дворца» после пожара 1812 г., арх. Д.И. Жилярди). На аттике главного входа — монументальная скульптурная группа, ск. И. П. Витали. Часть интерьера и ротонда фасада к реке Яузе конца XVIII в. Ограда начала XIX в.» находится на восточной окраине центрального административного округа г. Москвы в Басманном районе, Ь квартале ограниченном с востока правым берегом р. Яузы, с юга Техническим переулком, с запада 2-ой Баумановской улицей, а с севера Госпитальном переулком и Госпитальной улицей. Предмет данного исследования — «Ограда XIX в.» проходит по красной линии 2-ой Бауманской улицы.

До 1933 года 2-я Бауманская улица носила название Коровий брод. Первоначальное название происходит от брода через реку Яуза, через который в XVII—XVIII веках вели коров на скотопрогонный двор близ Красных Ворот.

Исторически рассматриваемая территория относилась к Немецкой слободе, возникшей в конце XVI века. Немецкая слобода занимала участок недалеко от впадения р. Чечоры в р. Яузу. Второе название — «Кукуй» слобода получила по названию ручья впадавшего в р. Чечору, так на «Несвижском» плане 1611 г. эта территория именовалась «Кукуй-город или Немецкий городок».

Заключенная между двумя реками слобода находилась в отдалении от больших дорог. В это время транспортное сообщение со слободой происходило кружным путем — через Красное село. Со временем возникла более прямая трасса — от Хомутовки по линии Токмакова переулка и Вознесенской улицы (ул. Радио).

В 1610 году первая Немецкая слобода сгорела. После окончания Смуты в 1613 году иностранцы стали селиться в городе, что вызывало возмущение местного населения и у духовных властей.

В 1652 году Немецкая слобода была учреждена вновь, при этом территория слободы была увеличена из-за притока иностранцев. Слобода представляла собой регулярную прямоугольную сетку кварталов. Въезд по- прежнему находился на севере в центральной части между водоразделом р. Чечоры и р. Яузы. На этом месте сформировалась трасса Немецкой улицы (с 1922 h Бауманская ул.), пересеченная сетью переулков. По берегам рек были проложены боковые проезды: с востока (с конца XVIII в. — Большой Демидовский) проезд проходил по левому берегу р. Чечеры, с запада по правому берегу р. Яузы (с XVII века именовался Коровий брод).

На рубеже XVII-XVIII вв. Немецкая слобода получила дальнейшее развитие благодаря Петру I. Здесь стали селиться и стоить свои резиденции представители знати.

В 1697-98 гг. к востоку от улицы Коровий брод на берегу р. Яузы был выстроен Лефортовский дворец, перешедший после смерти Лефорта в 1699 г. в казну, а затем подаренный в 1706 А. Д. Меньшикову.

На противоположном берегу Яузы находилось владение сподвижника Петра I Ф. А. Головина, где им был выстроен каменный дом и устроен регулярный парк в голландском стиле.

В 1722 году Немецкая слобода вошла в состав Москвы.

Начало застройки рассматриваемого участка относится к середине XVIII века. В это время территория к югу от Лефортовского дворца принадлежала графу А. П. Бестужеву-Рюмину, выдающемуся государственному деятелю и дипломату. С 1744 по 1758 гг. он занимал должность канцлера при императрице Елизавете.

В 1749-1750-х гг. здесь вдоль красной линии были выстроены главный дом с двумя боковыми флигелями и гротами по сторонам. Со стороны реки был устроен большой парк. Предположительно, авторами проекта могли быть Растрелли или Ухтомский. Строительство велось под руководством архитектора П. Гейдена. Как в переписке сообщал Елизавете Бестужев, он начал строительство дома «не для тщеславия или самолюбия. Много было бы сказать и для украшения города, однако ж истинно, скупя разные пустыри, искривившиеся хижины и мерзевшие болота, все в проспекте императорского дома стоящие, за нужно и должно я находил, такое строение на том месте поставить, которое стоя напротив и подле императорских домов, не казалось бы близостью своею отнимать их великолепие».

К 1758 году (моменту ареста А. П. Бестужева-Рюмина) строительство закончено не было — оставались незавершенными отделочные работы во дворце. В это же время дворец перешел в казну, но в 1762 г. был возвращен А. П. Бестужеву, который продал его в казну в следующем 1763 году.

В 1766 году императрица Екатерина II подарила усадьбу брату своего фаворита А. Г. Орлову. В 1778 году дом был вновь выкуплен, на этот раз ведомством строительства Екатерининского дворца.

В 1787 году Екатерина II пожаловала рассматриваемое имение канцлеру князю А. А. Безбородко, о чем он сообщал своей матери в письме: «Подарив дом, государыня повелела оный починкой исправить, надстроить и перестроить по данному от меня плану на счет казенный, от Екатерининского нового здесь дворца. Таким образом, по милости ее величества буду я иметь в Москве один из лучших домов и в самой здоровой части города». Именно с именем А. А. Безбородко связан новый строительный этап и полная реконструкция владения.

С 1788 по 1794 гг. по проекту Д. Кваренги под руководством М. Ф. Казакова велись работы по перестройке дворца. Согласно проекту все прежние постройки были объединены в один объем, центральный ризалит был надстроен третьим этажом. Здание было решено в формах зрелого классицизма: центральная часть главного фасада была украшена шестиколонным портиком, парковый фасад — полукруглой террасой с колоннадой, гроты были перестроены в переходные галереи, соединявшие боковые ризалиты с флигелями.

В это же время были переделаны интерьеры, решенные в парадной стилистике. По воспоминаниям польского короля Станислава Понятовского, посетившего дом Безбородко, «во всей Европе не найдется другого подобного ему по пышности и убранству. Особенно прекрасны бронза, ковры и стулья; последние и покойны, и чрезвычайно богаты. Это здание ценят в 700 тысяч рублей. Петербургский дом Безбородко, который богаче драгоценными картинами, не может равняться с московским в великолепии убранства. Многие путешественники, имевшие случай видеть Сен-Клу в то время, когда он вполне отделан был для французской короны, утверждают, что в украшении безбородкинского дома более пышности и вкуса. Золотая резьба на стульях работана в Вене, а лучшая бронза куплена у французских эмигрантов; в обеденном зале находится парадный буфет, которого уступы установлены множеством прекрасных сосудов, золотых, серебряных, коралловых и т. д. Обои чрезвычайно богаты; некоторые из них выписаны, другие деланы в России. Китайская мебель прекрасна».

В 1797 году во время подготовки к церемонии коронации во дворце А. Безбородко жил Павел I.

В том же году Павел I купил у А. А. Безбородко Слободской дворец (дворец получил такое название, поскольку находился в Немецкой слободе). В этот период дворец был вновь перестроен по проекту М. Ф. Казакова, однако проект был осуществлен лишь частично. В северной части к зданию соединительного корпуса была пристроена деревянная церковь во имя Михаила Архангела и всех бесплотных сил (автор проекта церкви И. Баженов, строительство осуществлялось под руководством Е. С. Назарова и JI. Миллера). Стоящий севернее Лефортовский дворец был соединен переходной галереей со Слободским.

В 1801 году М. Ф. Казаков составлял новый проект перестройки Слободского дворца в связи с коронацией Александра I. Проект осуществлен не был.

6 июля 1812 года Александр I останавливался в Слободском дворце, где обратился к москвичам с патриотическим воззванием, призывавшем к борьбе с вражеской армией Наполеона.

В Сентябре 1812 года Слободской дворец сильно пострадал от пожара и долгое время стоял полуразрушенным.

В 1816 году архитекторами А. Н. Бакаревым, И. Т. Таманским, И. Мироновским и Е. Д. Тюриным был составлен проект реконструкции дворца, однако ни чертежи, ни сметы утверждены не были.

В 1826 году Слободской дворец был передан в ведение Воспитательного дома. На месте бывшего Слободского дворца было решено устроить ремесленную школу, в которой предполагалось обучать 300 учащихся «с тем, дабы сделать их полезными членами

общества, не только приуготовлением из них хороших практических ремесленников, но и образованием искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ сведениями, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к распространению оных в России».

Работа по созданию проекта и перестройке бывшего Слободского дворца была поручена архитектору Д. И. Жилярди. Его помощником и соавтором был А. Г. Григорьев.

Перестройка продолжалась с 1827 по 1832 год. Д. И. Жилярди использовал все оставшиеся фундаменты и сохранившиеся каменные фрагменты стен, при этом объем здания был увеличен: были сделаны мощные боковые крылья по сторонам главного фасада.

Декоративное решение фасадов характерно для позднего московского ампира, но при этом лаконично и не изобилует множеством деталей. Главным украшением парадного фасада служит размещенная на аттике многофигурная скульптурная группа, выполненная скульптором И. П. Витали.

Во время этого строительного этапа по красной линии владения Ремесленного училища, основанного в 1830 году, была установлена ограда. Первоначальный проект ограды не сохранился. Автором считается Д. И. Жйлярди, однако можно предположить, что создателем проекта был А. Г. Григорьев, который долгое время работал в соавторстве с Жилярди. Григорьеву принадлежат несколько проектов оград и ворот: ворота Воспитательного дома, ограда Екатерининского института благородных девиц. Кроме этого, сохранившиеся эскизы балконной решетки (ГНИМА, колл. V, нег. 38856) и ограды с пилонами (ГНИМА, колл. V, нег. 9604) имеют схожий рисунок и композиционное решение с решеткой Ремесленного училища.

Несмотря на то, что проектные чертежи не сохранились, архивные материалы (фотографии и генпланы XIX — нач. XX вв.) позволяют составить вполне точное представление о структуре и рисунке рассматриваемой ограды.

Первоначальная ограда выглядела следующим образом: у северного и южного углов владения находилось по два кирпичных пилона, еще четыре белокаменных парных пилона были расположены по линиям двух парадных входов на площади перед дворцом. Таким образом, композиционно ограда состояла из трех частей: от северного углового пилона до северных парадных пилонов — северная часть; от северных парадных пилонов до южных парадных пилонов — центральная часть; от южных парадных пилонов до южных угловых пилонов — южная часть. Четыре центральных пилона были украшены белокаменными фигурами лежащих львов. На каждой паре пилонов находились двустворчатые кованые ворота с чугунными накладками («большими картушами»).

Большое количество разнообразных частей и элементов ограды (пилоны, кирпичные стенки, круглые опорные столбы, чугунно-кованые решетки и их декоративные накладки) подчинены определенной ритмической системе, где вертикальные членения, дополненные горизонтальными вставками, являют единое гармоничное целое. При этом композиционное решение ограды симметрично относительно центральной оси.

Первый ритм — вертикальный ритм пилонов, описанный выше, задает высоту, закрепляет границы владения и отмечает зоны парадных входов.

Второй ритм — горизонтальный ритм больших опорных кирпичных стенок. К северному и южному угловым внутренним пилонам примыкали кирпичные опорные стенки. Такие же кирпичные опорные стенки с обеих сторон примыкали и к пилонам центральных парадных входов. Две опорные одиночные кирпичные стенки располагались в центральной части ограды в промежутке между парадными пилонами. На южном и северном отрезках ограды между угловыми и центральными пилонами было поставлено по одной кирпичной опорной стене.

Третий ритм — вертикальный ритм опорных столбов большого пролета. Такие столбы (20 шт.) были установлены в центральной части ограды между двумя центральными одиночными опорными стенками. Также по четыре столба находились на южном и северном отрезке ограды и были расположены на участке от угловых пилонов до отдельно стоящей опорной стенки в средней части отрезка. В промежутках между опорными кирпичными стенками и столбами большого пролета на описанных участках были поставлены ковано-чугунные решетки с «большими» картушами, создающими еще один горизонтальный ритм.

Участки ограды по обеим сторонам от парадных пилонов до отдельно стоящих кирпичных стенок имеют более сложное решение. Здесь кроме столбов большого пролета добавлен еще вертикальный ритм опорных столбов малого пролета — всего на каждом участке по четыре столба, по пять пролетов. Пространство между двумя центральными столбами было заполнено решеткой с большим картушем, два боковых пролета значительно уже центрального заполнены решетками «малых» картушей, следующие два боковые пролета относительно центральной оси рассматриваемого участка снова (от крайних столбов до кирпичных опорных стенок) заполнены решетками «больших» картушей. Вся ограда была поставлена на белокаменный цоколь.

Решетки ограды бывшего Ремесленного училища являются одним из лучших образцов художественных решеток первой трети XIX века и представляют собой кованый каркас, украшенный чугунными накладками. Рисунок и характер решеток ограды выполнен в классицистическом стиле. Сюжеты чугунных декоративных накладок апеллируют к античным образцам. В центральной части больших и малых картушей в лавровых венках, опоясанных лентами, расположены маскароны с надписями.

В 1868 году Ремесленное училище стало именоваться Императорским Московским техническим училищем.

В конце XIX в. у центральных южных пилонов со стороны двора находилась сторожка (впоследствии 2-я проходная).

В 1902-1903 гг. на территории училища было построено несколько корпусов.

В 1913 году по проекту JI. Н. Кекушева были частично надстроены боковые корпуса.

В конце 1930 — 1940-х гг. у центральных северных пилонов было построено здание Главного бюро пропусков и перестроена 2-я (южная) проходная.

Судя по фотографиям 1940 года, часть маскаронов на «малых» картушах ограды была утрачена.

В ходе капитального ремонта 1953-1957 гг. кроме общих работ на главном здании был очищен белокаменный цоколь и покрашена ограда. Вероятно, в это же время ворота между угловыми южными пилонами были заменены на ворота с советской символикой.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «Техническое училище (перестройка быв. «Слободского дворца» после пожара 1812 г., арх. Д.И. Жилярди). На аттике главного входа — монументальная скульптурная группа, ск. И. П. Витали. Часть интерьера и ротонда фасада к реке Яузе конца XVIII в. Ограда начала XIX в.» получил статус памятника, находящегося под государственной охраной.

К концу 1960-х гг. сохранились только два белокаменных льва, находившихся на парадных северных пилонах у Главной проходной.

В советское время бывшее Императорское Московское техническое училище несколько раз меняло название: с 1918 по 1930 гг. — Московское высшее техническое училище, с 1930 по 1943 гг. — Механико­машиностроительный институт им. Баумана, с 1943 по 1989 гг. — Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ им. Н. Э. Баумана), с 1989 года по настоящее время — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана).

К 1991 году из 4-х белокаменных львов, первоначально размещенных на проходных пилонах, сохранился только один. В 1990-х гг. был утрачен и он.

В 2005 году к 175-летию МГТУ были произведены работы по благоустройству территории площади бывшего Слободского дворца. В ходе этих работ было перестроено здание Главной проходной. Центральный ризалит проходной стал немного выступать за красную линию и почти полностью включил в свой объем первоначальные исторические пилоны. В верхней части пилонов были сделаны небольшие выступы-полки, на которых были помещены две фигуры лежащих львов работы скульптора А. Н. Бурганова.

В 2013 году северная часть ограды (от северного угла до главной проходной) была демонтирована. На месте демонтированной ограды был установлен забор из листового железа.