Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Памятник «Хлеб», 1963 г., ск. В.И. Мухина, Н.Г. Зеленская, арх. И.Е. Рожин, бронза, гранит
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Москва, Ленинградское шоссе (Фестивальная ул.)
Вид объекта Памятник
Датировка 1963 год
Правоустанавливающие документы Постановление 66-ПП от 16.03.2011 Об утверждении границ объектов культурного наследия
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник монументального зодчества
Техническое состояние -
Архитектор Зеленская Н.Г., Мухина В.И., Рожин И.Е., Сергеев А.М.
Описание объекта

В конце 30-х годов XX в. выдающимся скульптором В.И.Мухиной были созданы эскизы статуй и скульптурных групп для строящегося Москворецкого моста: «Гимн Интернационала», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Хлеб», ’’Плодородие», и др. Однако проект не был воплощен: единственной композицией, выполненной в большом размере в гипсе, была скульптурная группа «Хлеб». С гипсового экземпляра 1938 г., изготовленного скульптором, в 1963 г. был сделан бронзовый отливок, хранящийся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

После смерти В.И.Мухиной по эскизам скульптора ее ученицы и соратницы — архитекторы З.Г.Иванова и Н.Г.Зеленская, в соавторстве с архитектором проекта И.Е.Рожиным, создали композиции «Земля” и «Вода» (другое название «Дары воды» или «Море» и «Дары земли»). Аллегорические образы, где «Землю» олицетворяет фигура женщины с корзиной, наполненной плодами, а «Море» — мужская фигура с пойманной рыбой и крабом, были позднее выполнены из алюминиево-цинкового сплава (около 2,5 — 3,0 м высотой) и установлены возле только что построенного стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках в 1957 г.

Скульптурные композиции «Хлеб» (1939 г., скульптор В.И.Мухина) и «Плодородие» (ск. З.Г.Иванова, Н.Г.Зеленская и А.М. Сергеев, 1963 г., выполненная из бронзы по модели) установлены на постаменты, облицованные плитами серого гранита и находятся в «Парке Дружбы» с 1977 г., основанном в 1957 г. делегатами VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Памятник монументального искусства «Хлеб» представлен в виде образа двух девушек, держащих пышный хлебный сноп точеными гибкими руками. Первая девушка, обнаженная, как бы передает эту ношу второй, а сама при этом выпрямляется, вторая принимает сноп на свои плечи и наклоняет голову под его тяжестью. Другой сноп лежит наискось между женскими фигурами. Автором аллегоричной композиции умело передана напряженность движения и грация в рельефной пластике тел, образы достоверны. На задней грани постамента в верхнем правом углу выбита восьми строчная надпись:

«Хлеб» композиция выполнена по модели Народного художника В.И.Мухиной скульпторами Зеленской Н.Г Сергеевым А.М.

Мухина Вера Игнатьевна (19 июня (1 июля) 1889 — 6 октября 1953)

-выдающийся советский скульптор-монументалист. Родилась 1 июля 1889 г. в Риге, в семье старого купеческого рода. Воспитанием Веры и ее сестры Марии занимался отец, который после ранней смерти супруги переехал с дочерьми в Феодосию. Образование Вера получала в гимназии в Феодосии, последние гимназические годы, после смерти отца, она провела в Курске, а к весне 1911 г. переехала в Москву в дом на Пречистенке. В 1909-11 гг. училась в студии художника Константина Юона, а в 1911 году — в мастерских Нины Синицыной и Ильи Машкова. В 1912-1914 гг. жила в Париже, где в Академии Гранд Шомьер училась у французского скульптора-монументалиста Э.А.Бурделя, тогда же В.И.Мухина сделала свои первые профессиональные этюды: «Сидящий мальчик» (1912 г.) и «Сидящая фигура» (1913 г.). В Париже Мухина знакомится с Вертеповым, погибшим в Первой мировой войне. Летом 1914 г. путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

Возвратившись в Россию в годы Первой мировой войны, Вера Игнатьевна стала сестрой милосердия в госпитале, где проработала до начала 1918 г. В этот период Мухина создает несколько скульптурных портретов, среди них скульптурная композиция «Пьета», где убитого в боях воина оплакивает не мать, а жена или невеста — в память о Вертепове.

После военных лет, в 1918 г., она возвращается к занятиям скульптурой, создает портрет своего жениха — доктора А.А.Замкова, за которого вышла замуж в 1918 г., через два года родила сына Всеволода.

В 1920-е гг., продолжая работать как скульптор, Мухина, объединившись с А.А.Экстер, Е.И.Прибыльской и Н.П.Ламановой, конструировала одежду, разрабатывала различные женские аксессуары. Так в 1923 г. Вера Игнатьевна участвовала в оформлении конструктивистского павильона «Известия» на 1-ой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Немногим позже предпринимала с семьей неудачную поездку выехать за границу из-за начавшихся гонений на Алексея Андреевича.

В 1925 г. скульптор работает с натуры над обнаженной женской фигурой — «Юлией», как потом назвала она свою героиню. Другая известная работа Веры Игнатьевны, созданная к юбилейной выставке, посвященной десятилетию октябрьской революции, — «Крестьянка», или «Баба», экспонировалась в 1934 г. на XIX Международной выставке в Венеции, где была приобретена музеем Триеста, а после Второй мировой войны первый бронзовый отлив ее работы перешел в собственность Ватиканского музея в Риме. Для Третьяковской галереи был произведен второй бронзовый отлив «Крестьянки».

Помимо творчества, немалую часть жизни В.И.Мухиной занимала преподавательская деятельность: в 1926-1927 гг. она вела классы по лепке в Кустарно-художественном техникуме и тогда же преподавала в МВХПУ, также в 1926-1930 гг. — в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕАМСе).

В 20-х гг. В.И.Мухина входила в объединение «Четыре искусства». С 1926 г. Мухина член Общества русских скульпторов. В 30-х гг. Вера Игнатьевна создала ряд декоративных работ: рельефы сцены главного зала Музея охраны материнства и младенчества в сочетании с фресками Л.А.Бруни, 1932 г. (не сохранились); фриз на здании Межрабпома на Триумфальной площади, скульптуру для фасада гостиницы Моссовета (1934 г.); модели скульптурных групп для Москворецкого моста, в том числе «Хлеб», (тонированный гипс, 1939 г., хранится в Государственной Третьяковской галерее). Тогда же В.И.Мухиной была создана в содружестве с Б.М.Иофаном (в осуществлении проекта также помогал инженер-конструктор Львов, в работе над моделью — скульпторы Н.Г.Зеленская и З.Г.Иванова) известная скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» (1935-37 гг.) для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Впервые в истории в качестве скульптурного материала была использована сталь: на каркас весом 63 тонны положили 12 тонн стали, высота композиции — 25 метров. Два года спустя памятник был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), в результате реставрационных работ 2000-х гг. у монумента появился новый постамент, приближенный по высоте к Парижскому павильону 1937 г.

Скульптор Мухина также является автором портретов: «Б.А.Юсупов» и «И.Л.Хижняк», гипс, 1942 г., 1947 г. — бронза; хирурга С.С.Юдина, гипс, 1940 г.; балерины Г.С.Улановой, пластилин, гипс, 1941 г.; балерины

М.Семеновой; академика А.Н.Крылова, дерево, 1945 г.; дирижера Е.А.Мравинского, гипс, 1945 г.; портрет сына Всеволода и портрет брата мужа — Сергея Замкова. Вера Игнатьевна также является автором мемориальных надгробий: М.А.Пешкову, сыну А.М.Горького (1937 г.), певцу Л.В.Собинову (1935-41 гг.), мужу А.А.Замкову, который скончался в 1942 г.

В.И.Мухина также создавала произведения декоративно-прикладного искусства: в 1937 г. на заводе «Красный гигант», бывшем Бахметевском, в селе Никольском — сервиз для правительственных приемов («Кремлевский»); в 1948 г. на Ленинградском экспериментальном заводе художественного стекла и сортовой посуды по ее эскизам создаются вазы, портреты, скульптура. В 1940-1941 гг. и в 1948-1953 гг. являлась художественным руководителем экспериментального цеха Ленинградской зеркальной фабрики и Ленинградского завода художественного стекла.

С 1943 г. В.И.Мухиной было присвоено звание народного художника СССР, тремя года позже — избрана академиком Академии художеств, с того же момента — членом Президиума Академии художеств СССР. Многократный лауреат Сталинских премий, в 50-х гг. Вера Игнатьевна создала проекты памятников Юрию Долгорукому, скульптурную композицию «Миру — мир!» для здания планетария в Волгограде и для театра в Чиатуре (1953 г.), памятник

— М.Горькому в Нижнем Новгороде (1939-52 гг.). Совместно со скульпторами Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой, архитектором З.М.Розенфельдом завершила исполненный И.Д.Шадром проект памятника М.Горькому (1951 г.), памятник П.И.Чайковскому (совместная работа в 1948-1949 гг. с Н.Г.Зеленской и З.Г.Ивановой, архитектором А.А.Заварзиным, отлит и установлен в 1954 г.).

— И.Мухина умерла в 1953 г., на мастерской, где она жила в 1947-53 гг. (Гоголевский, ныне Пречистенский, переулок, д. 5 а) установлена мемориальная доска; открыт памятник Вере Игнатьевне в сквере на пересечении улицы Пречистенки и Пречистенского переулка (скульптор М.К.Аникушин, архитектор П.Хаджибаранов).

Зеленская Нина Германовна (19 февраля (3 марта) 1898 — 1986) — советский скульптор, лауреат двух Сталинских премий. Родилась в Киеве, училась ВХУТЕАМСе в 1926-1930 гг. у В.И.Мухиной, И.С.Ефимова, И.М.Майкова — так, с самого начала обучения особе внимание уделялось работе в области монументально-декоративной пластики. Нина Германовна с 1924 г. принимала активное участие в художественных выставках. Наиболее известными ее работами являются: «Счастливое детство» (1941 г.), композиция «Требуем мира» совместно с В.И.Мухиной, З.Г.Ивановой, А.М.Сергеевым, С.В.Казаковым (1950 г.), памятник А.М.Горькому в Москве в соавторстве с

В.И.Мухиной, З.Г.Ивановой по проекту И.Д.Шадра (1951 г.), «Юноша», статуя у нового здания МГУ (1952 г.), портреты В.И.Мухиной (1949-1967 гг.), «Борец за свободу Вьетнама А.Мартен» (1961 г.), «Дары воды» по эскизу В.И.Мухиной (1964 г., Центральный стадион им. В.И. Ленина, в соавторстве с М.Сергеевым), «Хлеб» по модели В.И.Мухиной (1976 г.), мемориальная скульптура совместно с З.Г.Ивановой — надгробия на Новодевичьем кладбище И.Мухиной, С.В.Рянгиной, академику А.М.Крылову, Герою Советского Союза И.Дондышу. Также, вместе с З.Г.Ивановой, участвовала в работе над скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Нина Германовна работала в стиле социалистического реализма, в чертах ее героев — сила и мужество, стойкость характера, мощь и четкость, однозначность трактовок и тонкость передаваемого облика.

В 1951 г. Н.Г.Зеленская награждена Сталинской премией второй степени за скульптуру «Требуем мира!» (1950 г. с соавторами) и Сталинской премией первой степени в 1952 г. за памятник М.Горькому у Белорусского вокзала в Москве (1951 г. с соавторами). Умерла Нина Германовна в 1986 г., похоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища в Москве (вместе со скульптором З.Г.Ивановой).

Сергеев Александр Михайлович (род. 15 марта 1909) — советский скульптор, родом из Тбилиси. Работал в скульптурной мастерской студии ВЦСПС в Москве (1933-37 гг.). С момента, когда З.Г.Иванова привлекла его к работе в бригаде над созданием скульптурной композиции «Рабочий и Колхозница», на долгие годы деятельность Александра Михайловича была тесно связана с творчеством В.И.Мухиной. Совместно с Н.Г.Зеленской, в 1963 г. в Парке Дружбы были выполнены скульптурные композиции В.И.Мухиной «Хлеб» и «Плодородие» (архитектор И.Е.Рожин).

А.М.Сергеев работал в монументальной, монументально-декоративной, мемориальной скульптуре. Член Союза художников СССР, в 1951 г. стал лауреатом Государственной премии СССР, награжден орденами, медалями.

Рожин Игорь Евгеньевич (17 (30) сентября 1908 — 11 ноября 2005) — советский и российский архитектор, профессор. Родился в Санкт-Петербурге. Высшее образование получил учась в 1925-30 гг. в ленинградском Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИНе — ЛВХТИ). В числе его преподавателей были: И.А.Фомин, В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, С.С.Серафимов.

Игорь Евгеньевич является автором многочисленных работ, среди которых: Стадион «Динамо» на Крестовском острове в Ленинграде (1931 г., соавтор); Дом Советов Выборгского района в Ленинграде (1931 г.; соавтор); станции метрополитена: «Павелецкая» и «Завод им. Сталина» (1937-1938 гг.; совместно с Л.М.Поляковым; конкурс); наземный вестибюль «Новокузнецкой» (1943 г.; соавтор), наземный и подземный вестибюли станций «Электрозаводская» (1944 г.; соавтор), «Парк культуры — кольцевая» (1949 г.; совместно с Е.М.Марковой; скульптор С.М.Рабинович), «Смоленская» Арбатско-Покровской линии (1953 г., совместно с Г.К.Яковлевым).

И.Е.Рожин участвовал в разработке проекта Дворца Советов в Москве (1932-33 гг.; В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх — руководители; в соавторстве с: А.П.Великановым, Л.М.Поляковым, Г.В.Селюгиным, Е.Н.Селяковой-Шухаевой, А.Ф.Хряковым, Г.В.Щуко и др.), в связи с чем архитектор переехал в столицу.

В 50-х гг. Игорь Евгеньевич принимал участие в таких проектах, как: Дворец культуры и науки в Варшаве (1952 — 1955 гг.; соавтор); здание советского (после распада СССР — российского) посольства в Варшаве (1954 — 1956 гг.; соавтор), стадион имени В.И.Ленина в Лужниках — Дворец спорта, Большая спортивная арена, Малая спортивная арена (1953-1956 гг.; в соавторстве с: А.В.Власовым, А.Ф.Хряковым, Н.Н.Уллас; инженер В.Н.Насонов).

Деятельность И.Е.Рожина не ограничивалась творческой составляющей: в 1935-1964 гг. и 1972-2005 гг. он преподавал в МАРХИ, с 1956 по 1963 гг. являлся главным архитектором Зеленограда. В 1989 г. ему было присвоено звание народного архитектора СССР, также архитектор является лауреатом Ленинской (1959 г.) и Сталинской премии первой степени (1946 г.). Игорь Евгеньевич скончался в 2005 г., похоронен в Москве на Введенском кладбище.