Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом с флигелями, усадьба Обольянинова, ХVIII в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Дмитровский район, село Подъячево
Вид объекта Главный дом усадьбы
Датировка XVIII век
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение гражданское
Охранный статус Объект культурного наследия РФ
Техническое состояние не реставрировался
Архитектор -
Описание объекта

Деревня Нагорное (именно так называлось селение, которое мы знаем как Подъячево) вместе с другими деревнями сельца Мануйлова Каменского стана, Дмитровского уезда до 1627 г. принадлежала семейству Бобровых. Можно предполагать, что еще в XV в. землю в качестве приданого получил их предок – Дмитрий Васильевич Бобр, зять Василия Дмитриевича Ермолина, знаменитого московского строительного подрядчика и зодчего. В 1627 г. последний наследник Бобровых Илья Иванович Бобров поменял свою часть земли на другое владение, принадлежавшее ранее Гавриилу Васильевичу Лодыгину. Тому же Г.В.Лодыгину продала остальную часть владения мать Ильи, вдова Ивана Боброва Меланья. Одновременно Г.В.Лодыгин купил у наследников Бобра и другое село в Вышегородском стане, Дмитровского уезда – Ермолино, принадлежавшее в XVв. тестю Бобра.

Затем вотчина принадлежала сыну Гавриила, Кондратию Лодыгину и от его вдовы Анисьи и от дочери Анны в 1646г. владение перешло к сыну Кондратия Алексею Лодыгину. После Алексея пустошью Нагорное, что была сельцом Горы, владел его сын, стольник Василий Лодыгин.
Между 1664 и 1711 годами пустошь снова обжилась, превратилась в село Горки. По полюбовному договору между сыном стольника Алексеем Васильевичем Лодыгиным и его мачехой Аграфеной в 1706 г вотчина отошла к сыну стольника.

31 мая 1733 Алексей Васильевич Лодыгин продал село Никольское, что было сельцо Горы, с пустошами жене ассесора Петра Васильевича Ермолова Марье Ивановне. В 1744 г. по купчей село досталось жене бригадира Ивана Акимовича Синявина Анне Дмитриевне. Но уже в 1746 г. Анна Дмитриевна с разрешения своего мужа продала село Никольское да деревню Караваеву, отставному секретарю лейб-гвардии Преображенского полка Ивану Михайловичу Булгакову.

18 февраля 1766 г. И.М.Булгаков занял 1100 рублей у подпоручика Федора Федоровича Аладьина сроком на один год, а в залог отдал село Никольское. Но по прошествии назначенного срока Булгаков назначенные проценты выплатить не смог. Аладьин вынужден был обратиться в суд. Суд выясняет, между прочим, нет ли какого препятствия Булгакову в связи с тем, что еще в 1737 г. он похитил большую сумму полковых денег, будучи секретарем Преображенского полка. Выяснилось, что деньги Булгаков вернул уже в 1738 г., но со службой ему пришлось распроститься навсегда. Дело с Аладьиным в результате также как-то уладилось, ибо 13 октября 1769г. И.М.Булгаков продал село лейб-гвардии капитану П.М.Власову. «…в том селе церковь деревянная, двор помещиков с садом и прудами…».»…Село при вершине речки Талицы, на правой стороне и при трех вырытых прудах, из коих водою довольствуются жители…». Талица – небольшой извилистый ручеек, правый приток Лутосни.

Вновь изданный каталог памятников Московской области относит основание усадьбы в Никольском к последней четверти XVIII в., однако следует отметить, что пруды в селениях почти всегда появлялись одновременно с самими селениями, т.е существовали уже при первых, известных нам владельцах, Бобровых (с XV в. по 1627г.). А усадьба основана, вероятно, в последней трети XVII в. при Лодыгиных, построивших здесь новую церковь в 1711-14гг. и владевших селом с 1627 по 1733 г.

В 1784 г. на средства владельца села Петра Михайловича Власова была заложена каменная церковь Николая Чудотворца с приделом Петра и Павла. Придел достроили и освятили в 1789 г. Основной престол освятили несколько позднее – в 1791 г.

Уже при Власовых существовали «дом господский об одном этаже, и при нем сад регулярный с плодовитыми деревьями.» с большими прудами.

С 1802 г. владельцем села стал П.Х.Обольянинов, купивший село у брата Петра Михайловича Власова, Сергея Михайловича, и владевший им до своей смерти.

Генерал от инфантерии (пехоты) Петр Хрисанфович Обольянинов (1753+1841гг.), бывший при императоре Павле начальником Тайной канцелярии и генерал-прокурором (1800-01гг.) сразу после убийства Павла отправлен в отставку. После этого долгие годы, почти до самой кончины был губернским предводителем московского дворянства. При П.Х.Обольянинове построен сохранявшийся до 1990 г. деревянный главный дом. Устройство пейзажного парка, с востока от регулярного, и каскада из четырех прудов на речке Талице исследователь парка А.И.Семенова отнесла к этому периоду. Некоторые изменения сделаны в церкви. В 1808 г. придел получил наименование Двенадцати Апостолов, неизвестно почему это произошло. В 1825 г. между западными башнями ограды и колокольней построены каменные сторожка и кладовая. Своих детей у Петра

Хрисанфовича не было, поэтому село перешло по завещанию племяннику Михаилу, сыну небогатого псковского помещика Михаила Хрисанфовича. У инвалида войны полковника в отставке Михаила Михайловича 10 октября 1835 г. родилась дочь Анна, будущая наследница.

Наиболее интересная часть истории усадьбы связана с её последними владельцами – Олсуфьевыми. Мужем Анны Михайловны Обольяниновой стал генерал-майор свиты Его императорского величества граф Адам Васильевич Олсуфьев (1833-1901) граф, воспитанник Пажеского корпуса, флигель – адъютант Александра II, генерал-майор Свиты, вышел в отставку в 1882 году в чине генерал-лейтенанта.

При Олсуфьевых происходят последние изменения в облике усадьбы: построены школа, больница и свыше десяти хозяйственных построек. В усадьбе была устроена метеорологическая станция,  большое внимание граф уделял разведению леса. В 1892 году площадь лесопосадок составила около 145 га. Семья Олсуфьевых отличалась высоким уровнем культуры и образования. Сыновья Михаил и Дмитрий окончили Московский Университет (в Москве они познакомились с Л.Н.Толстым, бывшим соседом Олсуфьевых по Хамовникам), дочь Елизавета – высшие женские курсы в Москве, училась за границей.

В это время Обольяново становится центром, к которому из разных мест тянулись те, у кого потребности духовной жизни стояли на первом месте. Среди таких людей были известные художники,  писатели, ученые. В Обольянове часто бывали Л.Н. Толстой (в усадьбе была замечательная библиотека, которой писатель пользовался для работы над главами из романа «Воскресение»; здесь же он написал несколько рассказов), математик М.И. Ковалевский, химик Д.И. Менделеев,  художники Н.Н.  Ге и П.И. Нерадовский.

Постоянно живя в усадьбе, её владельцы всё  свое внимание отдавали нуждам окружающего их сельского населения, заботясь о его просвещении и здоровье. Владельцы усадьбы показывали в селе спектакли на 500-600 зрителей (!), многих деревенских детей обучили разным профессиональным ремеслам, отдали местным крестьянам свой лес (более 983 га) безвозмездно. Еще в 60-е годы Олсуфьевы отдали своим крепостным полные наделы без выкупа. В 1868 году на средства Анны Михайловны была открыта народная школа, в начале 70-х годов больница. После смерти Анны Михайловны больница перешла на содержание земства. Последним владельцем усадьбы был Михаил Адамович Олсуфьев (1860-1918) член и председатель Дмитровской уездной управы, уездный предводитель дворянства и председатель земского собрания. В 1906 году он передал крестьянам всё имение за исключением усадьбы и права владения лесом. После  смерти Михаила  Адамовича крестьяне стремясь показать уважение к его памяти постановили всем миром перенести его останки на своих руках из Дмитрова, где он умер, в Обольяново, за 20 верст, чтобы похоронить его рядом со своими родителями.

Последним из членов рода Олсуфьевых был Дмитрий Адамович.

Получив домашнее воспитание он  поступил в третий класс Поливановской гимназии в Москве. В 1885 году окончил физико-математический факультет Московского университета. В 1886—1888 годах служил в гвардейской конной артиллерии. Вышел в отставку в звании подпоручика. Служил в Геологическом комитете Министерства государственных имуществ. В 1891 году — земский начальник в Московском уезде, гласный и мировой судья в Дмитровском уезде. Уездный предводитель камышинского дворянства (1893—1902 годы), председатель (1902—1904 годы) Саратовской губернской земской управы.Во  время русско-японской войны работал на Дальнем Востоке в Российском обществе Красного Креста. Уполномоченный Российского общества Красного Креста Д. А. Олсуфьев лично возглавил санитарный поезд на 200 коек. Спасая раненых, он исколесил сотни вёрст по сопкам и долинам Маньчжурии. В боях под Мукденом Д. А. Олсуфьев был взят в плен в числе 70 тысяч российских солдат и офицеров. Он остался в городе при русских раненых. Когда японское центральное бюро военнопленных решило морем через Одессу переправить в Россию русские санитарные отряды, вместе с одним из них отправили сопровождающим Олсуфьева.

В 1905 году Д. А. Олсуфьев — один из организаторов «Союза 17 октября». С 1907 года — выборный член Государственного совета от земского собрания Саратовской губернии. Один из основателей и членов «Прогрессивного блока». С 1911 года — действительный статский советник. В 1917 году — член Поместного собора Православной российской церкви. Эмигрировал, умер в Ницце в 1937 году.