Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Христова, 1828-1831 гг.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Истринский район, с. Рождественно
Вид объекта Церковь
Датировка 1828-1831 года
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы ведутся
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Каменная церковь Рождества Христова в селе Новиково-Рождествено построена на месте деревянного одноименного храма 1775 года, сооруженного на средства Д. П. Телепневой, владелицы села. Деревянный храм в середине XIX века оказался тесным для прихода и в ответ на прошение прихожан и священника в 1859 году было дано разрешение на строительств нового каменного храма по проекту, утвержденному московским губернским строительным и дорожным комитетом. Закончено строительство церкви было в 1862году, а освящение ее произошло, по-видимому, в 1871 году. Настенная живопись, судя по стилистическим признакам, первоначальная. Иконостас, возможно, относится в 1890-м годам (в архивных документах есть указание на новый иконостас, установленный в церкви в это время).

Перестройки и утраты: Отсутствует кровля на трапезной и главах церкви. В интерьере трапезной штукатурка со стен и сводов осыпалась. Главный иконостас и настенная живопись в храме сохранились фрагментарно, иконостасы приделов и полы в здании утрачены. Деревянная лестница в верхние ярусы колокольни, располагавшаяся в северной части нижнего яруса, разобрана.

Описание памятника: Церковь расположена на западной окраине села, главная улица которого ориентирована на вертикаль здания. К востоку от храма находится небольшое кладбище. Кирпичное, покрытое цементной обмазкой, здание на белокаменном цоколе выстроено в эклектичных формах с чертами псевдорусского стиля. Композиция имеет традиционный трехчастный характер: храм с алтарем, трапезная, колокольня. К квадратному в плане храму, ориентированному по оси «север-юг», с востока примыкает прямоугольная апсида. Квадратная трапезная, немного уступающая храму по ширине, расположена к западу от него. Колокольня, поставленная на центральной продольной оси, в основании образует квадратную форму. В объемной структуре здания храм и колокольня доминируют, в то время как более низкие алтарь и трапезная занимают подчиненное положение. Храм относится к типу «восьмерик на четверике». К четверику с юга и севера примыкают пониженные крылья прямоугольной формы в плане. Композиция храма завершена глухим восьмигранным барабаном с луковичной главой и крестом. Трехъярусная колокольня носит столпообразный характер. Нижний ярус — четырехгранный с приземистым, также квадратным в плане, полуярусом. Верхние ярусы имеют скошенные углы. Композицию колокольни увенчивает невысокий шатер с восьмигранным барабанчиком и луковичной главой. Наружное убранство в своих формах повторяет элементы как древнерусской, так и классицистической архитектуры. Фасады алтаря, храма и трапезной расчленены пилястрами — одиночными или парными. Окна обрамлены развитой формы плоскими наличниками с килевидными завершениями. Довольно сложную разработку получил антамблемент, включающий в себя пояса «поребрика» и «сухариков». Кроме того, под антамблементом проходит городчатый фриз, заметно оживляющий плоскость стены. Над антамблементом южного и северного фасадов храма

расположены три килевидных кокошника, соответствующих трем пряслам каждого фасада. Наружный декор восьмерика, хотя и скромнее нижнего яруса здания, в целом повторяет его. Принципиально ничем не отличается от декора храма и трапезной и убранство фасадов колокольни; такие же спаренные пилястры, килевидные завершения наличников, сложные по набору деталей антамблементы. Многие элементы наружного декора здания выполнены из белого камня: подоконные плиты и импосты проемов, базы и капители пилястр, венчающие карнизы. Пространство храма с помощью пристенных пилонов, объединенных между собой подпружными арками, разделено на три части. В центре четверик конструктивно переходит при помощи тромпов в восьмерик, который перекрыт сомкнутым сводом. Южный и северный, прямоугольные в плане коипартименты перекрыты коробовыми сводами. Широкий проем соединяет храм с алтарем, который перекрыт также коробовым сводом. Четырехстолпное помещение трапезной, благодаря крещатым в сечении опорам, делится на девять пространственных ячеек. Три центральные ячейки перекрыты вспарушенными сводами, остальные — крестовыми. Первый ярус колокольни с крещатым внутренним пространством в центре перекрыт вспарушенным сводом. В интерьере храма сохранились фрагменты деревянного иконостаса в псевдо-византийском стиле. Остались лишь рамы двух верхних ярусов с килевидными двух- и трехлопастными завершениями. Накладной декор сорван. Сохранившиеся в храме фрагменты клеевой настенной живописи позволяют говорить о высоких художественных достоинствах росписей, столь несвойственных монументальной живописи третьей четверти XIX века. Композиции, особенно однофигурные, выполнены мастерски, колорит росписей чрезвычайно нежен. Расположение композиций на сводах и стенах храма следующее: на своде восьмерика, на восточном лотке — Новозаветная Троица, на других по одному архангелу на каждом лотке. На западной грани восьмерика — ”Нагорная проповедь», на северной грани — «Христос и Никодим» и композиция, изображающая Христа и обращающихся к нему трех человек. Обе композиции заходят на диагональные грани восьмерика. На восточной грани — «Вознесение», на южной — утрачено. В тромпах — евангелисты (чрезвычайно плохо сохранившиеся). На стенах четверика — «Благословление детей» (на южной) и «Воскрешение Лазаря» (на северной). В южном помещении на южной стене, по сторонам центрального проема, — фигуры архангелов в рост. Остальное утрачено. В северном помещении по сторонам центрального проема две однофигурные композиции на темы притч: «Смирится…» (Мужчина с посохом и шапкой в левой руке и с правой рукой, приложенной к сердцу, с наклонной головой) и «Десятину даю всего елико…» (Богато одетый человек с кошельком, подвешенным к поясу, правой рукой бросает в чашу деньги). В алтаре и трапезной стены и своды оштукатурены, без живописи. Система перевязки кирпичной кладки «тычковая», раствор сложный (известь с примесью цемента), шов не обработан, размеры кирпича: 12,5 х 6,5(7) см.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в ноябре 1980 г./