Учетная карточка
Наименование объекта Главный дом, усадьба Суханово, ХIХ в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Ленинский район, село Суханово
Вид объекта Главный дом усадьбы
Датировка XIX век
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение -
Охранный статус Объект культурного наследия
Техническое состояние -
Архитектор ,

Заполните или отредактируйте нужные поля, при необходимости прикрепите фотографию и нажмите отправить.


Для использования CAPTCHA требуется установить плагин Really Simple CAPTCHA.

Описание объекта

УСАДЬБА СУХАНОВО на высоком левом берегу речки Гвоздни сложилась в основном в конце XVIII — первой четверти XIX в. на месте более ранней. Основатель ее А. П. Мельгунов, затем его сын владели имением с 1769 по 1803 г. В этот период наметилась общая композиция архитектурного комплекса с характерной для классицизма центрально-осевой планировкой парадной части, вместо деревянного выстроен каменный дом с флигелями и службами, при нем — каменная церковь. К 1800 г. на речке уже существовал Большой нижний пруд, а в парке — каскад водоемов. В 1804 г. Суханово перешло в руки кн. Волконских, в роду которых оставалось по 1917 г.

Развитие и расцвет усадьбы приходятся на два первых десятилетия XIX в. и связаны с именем кн. Е.А. Волконской. Для обстройки подмосковной были привлечены лучшие архитекторы своего времени. Часть задуманного осталась в проектах, из выстроенных сооружений многие не сохранились, другие в результате неоднократных перестроек в значительной степени утеряли свой прежний облик. Несмотря на это, усадьба остается значительным памятником русского зодчества и садово-паркового искусства.

Сохранившийся в основных элементах генеральный план комплекса обладает чертами, которые он приобрел при частичной реконструкции в начале XIX в. Выбор места для строительства мавзолея Волконских определил отход от осевой композиции с заменой ее отдельными ар-хитектурно-планировочными узлами. Так появились три основные композиционные доминанты — комплекс усадебного дома с церковью, постройки хозяйственного двора и комплекс сооружений фамильной усыпальницы. Группы зданий, не связанные в единый ансамбль, мастерски вписаны в окружающий ландшафт.

Из усадебных построек сохранились главный дом с флигелем, два дома «для приезжих», часть служб, реконструированный ансамбль мавзолея и парк  с прудами, мостиком и беседкой. Церковь XVIII в., типичная для 1770-х гг., и большинство садовых сооружений, в том числе оранжерея, «Чайный домик», пристань у пруда, чугунные обелиск и ограды, утрачены.

Кирпичный двухэтажный дом выстроен, очевидно, в 1770-х гг., начиная с конца 1790-х гг. многократно переделывался. Произведение раннего классицизма, он при Волконских приобрел черты зрелого стиля: оштукатуренные фасады были украшены ионическими портиками, здание фланкировали флигели, соединенные с ним колоннадами тосканского ордера, над домом поднимался мезонин. В 1843 г. правая часть комплекса была перестроена по проекту К. А. Тона. Новый флигель посредством двухэтажного перехода к главному корпусу зрительно слился с его объемом. Одновременно портик со стороны двора уступил место полуротонде с верхним балконом, окруженной ионической колоннадой и открытыми чугунными лестницами. Последовавшая после 1917 г. разборка галереи с левой стороны дома окончательно уничтожила репрезентативность его симметричной классической композиции. В конце 1920-х гг. дом сгорел, погибли его интерьеры с росписями в экзотических стилях; восстановлен в 1935—1938 гг. по проекту В. Д. Кокорина с устройством новой внутренней планировки. Лишь на первом этаже уцелело несколько комнат, перекрытых сомкнутыми сводами. Внешний художественный облик памятника соответствует редакции XIX в., причем рустовка углов и стен нижнего яруса осталась от предыдущего времени. Архитектурное убранство парадных помещений имитирует приемы классицизма.

Южный жилой флигель в два этажа сооружен из кирпича с белокаменными деталями около 1810 г. В комплексе усадебного дома он занимал второстепенное положение, что объясняет предельный лаконизм его архитектурных форм. Два основных фасада венчают большие фронтоны, организующие аморфные плоскости гладких стен с равномерным шагом оконных проемов. Внутри флигель не раз переделывался. Существующая коридорная планировка 1930-х гг. отвечает первоначальной. В 1956 г. к зданию сделана боковая пристройка с открытой верандой, вход оформлен небольшим портиком и декоративным балконом.

Одноэтажный кухонный флигель, в основе 1770-х гг., обновлен в стиле позднего классицизма и увеличен боковыми пристройками в начале  XIX    в. Ядро здания составляют две сводчатые, разделенные сенями палаты, сохранившие на тыльном фасаде богатую пластическую обработку XVIII ст. Ризалиты и мелкий ленточный руст, филенки и накладные «доски» над окнами разнообразят поверхность стены, сближая постройку с нарядным садовым павильоном.

Дом церковнослужителей и дом управляющего представляют собой элементы наполовину утраченного жилого комплекса 1810-х гг. чрезвычайно своеобразной архитектуры. Созданные в романтических формах псевдоготики здания, соединенные в прошлом воротами и декоративными башнями, образовывали сплошной фронт оригинальной и живописной застройки. В литературе высказывалось мнение о причастности к проектированию членов семьи Волконских. Строительство осуществлял, видимо, крепостной архитектор. Одноэтажные с полуподвалом дома сложены из кирпича, окрашены по кладке. В сложной объемной композиции зданий, их башнях, зубцах, рустовке углов и стрельчатых оконных наличниках использованы архитектурные мотивы западно-европейского Средневековья. Ограды с воротами и башнями разобраны в 1930-х гг.

Два дома «для приезжих», стоящие в линии «готических» зданий, резко контрастируют с ними строгостью ампирной архитектуры. Двухэтажные с нежилым мезонином, они сложены из кирпича и оштукатурены. Время сооружения их не установлено. Характером сдержанной изящной обработки здания близки «образцовым» проектам 1810-х гг.

«Старая» конюшня и каретный сарай 1760 — 1770-х гг. составляют часть некогда обширного хозяйственного двора. Разделенные в свое время проездом, постройки позже объединены, образовав удлиненный одноэтажный корпус, в котором каретник выделен повышенной кровлей. Несмотря на серьезные переделки, здания сохранили элементы архитектурной декорации стиля барокко: креповку углов лопатками и плоские фигурные наличники окон с «ушами».

Мавзолей Волконских, прекрасный образец московского ампира, был выстроен в 1813 г. по проекту Доменико Жилярди. Он представлял собой небольшой архитектурный ансамбль, в основе которого находился ротондальный храм-усыпальница. Фланкирующие его миниатюрные павильоны для богаделен объединялись дугами дорических колоннад с двухъярусной колокольней, стоявшей позади храма, на оси симметрии комплекса. Кирпичные стены сооружений оштукатурены не были и контраст их с белокаменными и лепными декоративными элементами придавал зданиям большую нарядность. В 1827 г. лестница у мавзолея была украшена чугунными треножниками, у боковых входов поставлены плоские урны.

В 1934 г. великолепный ансамбль был кардинально перестроен по проекту Н. Д. Виноградова, в результате чего в значительной степени он погиб. Увеличенные в объеме боковые флигели соединены переходами с центральной ротондой, колокольня и колоннады разобраны. Между усыпальницей и колокольней выстроено новое помещение. Уцелело лишь композиционное ядро ансамбля — ротондальный храм Димитрия Ростовского, поставленный над криптой. Здание отличается чрезвычайной гармонией форм и пропорций. Его гладкий цилиндр украшен торжественным дорическим портиком и завершен полусферическим куполом на низком световом барабане. Художественный облик памятника частично изменен: стены оштукатурены, белокаменные и лепные барельефы на барабане и на щипцах парапета уничтожены, пробиты новые окна.

Неплохо сохранился интерьер храма, за исключением иконостаса, исполненного по рисунку Жилярди. Круглый зал прекрасных пропорций образован внутренним кольцом стен и сдвоенными ионическими колоннами. Отделка колонн искусственным мрамором и росписи купола в технике «гризайль» обновлены в 1950-х гг.

Пейзажный парк из смешанных пород разбит в конце XVIII в. на берегах Большого пруда, образованного плотиной на речке Гвоздне. При живописной планировке, учитывающей условия местности, парк представляет яркий образец русского «натурального сада». Сохранилась часть его на левом берегу, организованная партером перед усадебным домом и широкой липовой аллеей, ведущей к каскаду из трех «рыбных» прудов. Парк украшает «Xрам Венеры» — восьмиколонная каменная беседка римско-дорического ордера, поставленная в начале XIX в. Прежде в ней находилась статуя богини, купольный свод был расписан кессонами. Через овраг, пересекающий дорогу от главного дома к мавзолею, в 1820-х гг. был построен кирпичный с белокаменными дета- лями однопролетный мост. Рухнувший через столетие, он был восстановлен сначала в дереве с заменой полуциркульной арки трехцентровой кривой. В 1951 г. мост вновь перестроен из кирпича по образцу деревянного с изменением прежних художественных форм. Некогда у родника возле пристани со сфинксами стояла чугунная фигура «Дева с разбитым кувшином» — реплика с известной царскосельской скульптуры П. П. Соколова, воспетой Пушкиным. В настоящее время эта фигура поставлена около мавзолея.

 

Комментарии
Контакты
АО "Центр комплексного развития"
  • Адрес: Воронцовская 21 с. 1
  • Индекс: 109147
  • Город: Москва
  • Телефон: +7 (495) 911-17-60

Все вопросы связанные с данным проектом направляйте по адресу электронной почты [email protected]

Задать вопрос
Объекты
Загрузка...