Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Ансамбль Монастыря «Екатерининская пустынь», XVIII-XIX вв.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Ленинский район, г. Видное, Петровский проезд, 21
Вид объекта ансамбль памятников архитектуры / элемент ансамбля
Датировка XVIII-XIX века
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176
Современное значение религиозное
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

ПУСТЫНЬ ЕКАТЕРИНИНСКАЯ основана по указу царя Алексея Михайловича в 1660 г. Развернувшееся в ней каменное строительство в 1665 — 1667 гг. возглавлял И. К. Кузнечик, поставивший церковь, палаты, кельи. Постройки эти не сохранились. В середине XVIII в., в связи с сооружением монастырской ограды, часть служб и колокольня, стоявшая над церковной трапезной, были разобраны на кирпич, новая колокольня поставлена над Святыми воротами. В конце того же столетия началась постепенная перестройка соборной церкви, послужившая основанием для коренного преобразования архитектурного комплекса. Окончательно сформировавшийся в середине XIX вв., ансамбль отразил в своем художественном облике различные стадии развития классицизма.

В 1975—1981 гг. в монастыре проводились работы по реставрации зданий. Под руководством С. П. Орловского восстановлены главы на церкви и колокольне, окна и тесовые кровли башен.

Екатерининская церковь, занимающая центральное положение в комплексе, состоит из двух разновременных частей: холодного храма рубежа XVIII —XIX вв. и двухпридельной теплой трапезной 1787 г. Последняя расширена в 1867 г. за счет паперти, для которой устроено новое помещение. Бывший над трапезной третий придел заново перестроен в 1883 г., внеся в строгую классическую архитектуру здания черты эклектизма.

В художественном отношении наиболее интересен собственно храм. Благородная простота форм и законченность композиции позволяют поставить памятник в ряды лучших образцов московской архитектурной школы своего времени. Бесстолпный двусветный четверик завершен низкой ротондой с плоским куполом. Полукружию алтаря отвечает западный притвор, боковые фасады украшают колонны белокаменных портиков римско-дорического ордера с фронтонами. Развитому объему противопоставлена скупая обработка стенных поверхностей плоскими оконными нишами и рамочными наличниками.

Подкупольное пространство храма ограничено глубокими арочными нишами, расположенными в два яруса. В верхней зоне некогда шли по периметру деревянные хоры, где находился придел. От хоров остались две винтовые каменные лестницы, устроенные в нишах. Современные храму иконостас в виде полуротонды и настенная живопись утрачены. Интерьеры обновлены в конце 1990-х гг.: заново исполнены росписи, поставлены новые резные иконостасы. Пол из каменных плит заменен мозаическим с мраморной крошкой.

Трапезная, перекрытая системой высоких лотковых сводов, необычно завершена придельным маленьким храмом. Одноглавый его четверик, поднимаясь над пониженными

объемами алтаря и притвора, сообщает верху здания ступенчатый силуэт. Отделка помещений новая.

Надвратная колокольня с церковью Димитрия Ростовского — прекрасный образец архитектуры зрелого классицизма рубежа XVIII — XIX вв. Сложенная из кирпича и белого камня, она представляет собой удлиненный корпус в два этажа, увенчанный стройной цилиндрической башней звона. Рустованный нижний этаж, прорезанный аркой Святых ворот, воспринимается цокольным. Над ним помещается церковь, снаружи нарядно украшенная неглубокими колонными лоджиями с треугольным фронтоном. Ясность и простота наружных объемов здания не соответствуют сложности его внутренней планово-пространственной структуры. Внутри храм имеет форму ротонды, которую многочисленные проходы связывают с разнообразными смежными помещениями. Все перекрытия сводчатые. В толще западной стены устроены каменные винтовые лестницы, ведущие на колокольню и в церковь. Здесь имеются остатки настенной масляной живописи рубежа XIX — XX вв. Пол из лещадных плит. Иконостас и утварь отсутствуют.

Двухэтажный кирпичный Настоятельский корпус заключает в своем объеме две разновременных постройки. Его восточная половина с настоятельскими покоями в верхнем и трапезной в нижнем этаже принадлежит последним годам XVIII  в. Западная  часть, возведенная на месте старого флигеля после 1861 г., служила жильем для братии. Единообразные фасады здания лишены архитектурных акцентов. Их плоскости, ограниченные карнизом из белого камня, оживляют лишь рамочные наличники верхних окон, характером восходящие к эпохе барокко. Разделенные сенями помещения первого этажа перекрыты лотковыми сводами с распалубками. Полы выстланы каменной лещадью. Настоятельские покои перепланированы. В одной из комнат уцелел наборный паркет.

Два Братских корпуса стиля ампир характерны для жилого строительства второй четверти XIX в. Двухэтажные кирпичные с ограниченным применением белого камня в деталях, они оштукатурены не были. Несколько отличные по внешней обработке, корпуса в 1940-х гг. объединены в одно здание. При сохранении коридорной системы планировки деревянные перегородки заменены капитальными стенами, прежние лестницы и каменные крыльца с колоннами упразднены.

Ограда монастыря в виде глухой кирпичной стены с башнями по углам построена в середине XVIII в. Из четырех небольших башен сохранились две восьмигранные, в два яруса, с тесовыми шатрами, восстановленными в 1970-х гг. Одна из башен была жилой, отчего ее грани прорезаны окнами. Перекрытия балочные.