Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Фабрика игрушек (Больница для заразных), 1894-1896 гг., арх. А.А. Латков
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, г. Сергиев-Посад, Пролетарская ул., 23
Вид объекта -
Датировка -
Правоустанавливающие документы Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Больница-Богадельня  строилась по заказу Троице-Сергиева монастыря с 1893 по 1899 г. по проекту А.А. Латкова. Комплекс кирпичных лечебных и производственных зданий, созданный на основе широкого использования и стилизации декоративных мотивов русского зодчества XVII в., характеризует одно из ведущих направлений в отечественной архитектуре конца XIX в. Он очень живописен благодаря сложному рельефу участка, занимающего  склоны оврага с небольшой речкой Кончурой. Крупный объем главного здания поставлен на верхней террасе и соединен с монастырем узким и длинным пересекающим овраг Переходным корпусом. Территория обнесена кирпичной стеной с башнями, уступами сбегающей в овраг и вдоль улицы к Подолу. Ограда охватывает смежный с больницей монастырский сад, благоустроенный во второй половине XIX и в начале XX в. В северную линию ограды вкомпонован небольшой инфекционный корпус.

     Главный корпус, заключавший в своих стенах больницу на 100 кроватей и богадельню для монахов и мирян, стоит во дворе фронтом вдоль улицы; его строительство окончено в 1895 г. Симметричный, сильно расчлененный объем с центральным ризалитом и боковыми крыльями имеет три, а сзади четыре этажа. Поперечная ось выделена каменным крыльцом главного входа и церковью Иоанна Лествичника во втором этаже. Кубический двусветный одноглавый храм с парусным сводом и пониженной апсидой выделен в самостоятельный объем, выступающий из плоскости тыльного фасада.

Двухэтажный подклет придает ему особую монументальность. На главном фасаде корпуса храму отвечает эффектная треугольная композиция, образованная трехглавой настенной звонницей и малыми главами у ее основания. Кирпичное узорочье в верхних частях постройки на ризалите переходит в сплошной ковер. Как и в убранстве церкви здесь нашли применение аркатура, кокошники, висячие “гирьки”, архивольты с перехватами.

Единая для всех этажей планировка корпуса основана на коридорной системе. В палатах использованы своды Монье с энергичной кривой и широким шагом. Оконтуренные тянутыми карнизами, они сообщают интерьерам большое своеобразие. Внутренние лестницы из подольского мрамора имеют чугунные перила. Частично уцелел прежний пол из метлахской плитки с полихромным растительным орнаментом стиля

модерн.

Переходной, или Мастерской корпус, 1895 — 1896 гг., заключал в себе различные монастырские службы, типографию и мастерские издательских учреждений. Чердак служил для связи с монастырем. В зависимости от глубины пересекаемого оврага высота корпуса колеблется от одного до трех этажей; нижний прорезан небольшой аркой, пропускающий речку Кончуру. Планировка корпуса секционная. Большие, хорошо освещенные залы перекрыты сводами Монье с опорными чугунными стойками. Структура здания отражена в композиции одинаковых продольных фасадов, которые ритмически членятся выступами лестничных клеток под шатровыми кровлями. Производственный характер архитектуры смягчен нарядным убранством венчающих частей корпуса, где использованы элементы древнерусского зодчества. Художественным центром постройки служат ворота в ее двухэтажной восточной части, исполненные духа средневековых крепостных сооружений. Фланкированные полубашнями с декоративными машикулями и зубцами, они завершались высоким чердаком с “теремком” и слуховыми окнами.

Двухэтажный Инфекционный корпус имеет четкую внешнюю и внутреннюю структуру, симметричную относительно поперечной оси. Стилистически он близок главному зданию больницы, но его декорация значительно беднее. Она сводится к рельефным кирпичным выкладкам вокруг окон, в карнизе и на углах постройки. Глухой тыльный фасад сливается со стеной ограды. Планировка на всех этажах образована коридором с односторонним размещением палат и лестницами из подольского мрамора. В палатах — своды Монье, в коридоре — кирпичный лучковый свод. Полы из бетонных мозаичных плит и деревянные.

Глухая кирпичная ограда высотой до 4 м представляет единое целое с художественным ансамблем. В ее детальном убранстве, общем для обеих сторон, использованы атрибуты древнего оборонного зодчества: машикули, бойницы, ограничивающий цоколь крупный полувал. Восемь одинаковых восьмигранных башен в два яруса покрыты листовым железом. Перекрытий башни не имеют, освещаются бойницами и окошками малого восьмерика. Из четырех ворот ограды остались трое в разной степени сохранности. Наиболее нарядны трехчастные главные с двумя калитками по сторонам. Несмотря на частичную переделку ворот, на их пилонах уцелел объемный кирпичный декор в духе XVII в.