Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь мучеников Флора и Лавра, 1859-1869 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Каширский район, г. Кашира, Школьный пер., 4
Вид объекта церковь
Датировка 1859-1869 года
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Каменный храм Флора и Лавра в приходе Ямской слободы г. Каширы был построен в 1776 году. В храме имелся придел Воздвижения Креста Господня. В 1830-1842 гг. церковь приписывается к Успенскому собору, вероятно, вследствие ветхости здания. В 1842 году храм снова становится самостоятельным. В 1844 году трапезная часть храма была расширена и в ней устроен придел Петра и Павла.

В 1859 году храм, вследствие тесноты и ветхости, был разобран и заменен новой существующей каменной церковью. Колокольня выстроена в 1869 году. Существующий иконостас поставлен в 1891 году, заменив старый пришедший в ветхость. Существующая масленая живопись того же времени.

Перестройки и утраты: Несколько лет назад к колокольне сделана одноэтажная пристройка котельной и сторожки.

Описание памятника: Церковь Флора к Лавра расположена на границе исторического города в бывшей Ямской слободе. Вертикаль церкви, выделяющаяся на фоне одно — двухэтажной усадебной застройки этой части города, поставлена на вершине холма перед спуском с него Ямского проезда. В панораме города с реки Оки вертикаль церкви Флора и Лавра пространственно развивает ансамбль городской застройки г. Каширы, центром которого является композиционная ось — ул. Советская.

Кирпичное неоштукатуренное здание церкви выстроено в духе эклектики третьей четверти XIX века. В архитектуре памятника сочетаются классицистические принципы с элементами псевдорусского стиля. Церковь имеет осевую объемную композицию. На одной оси расположена граненная алтарная апсида, двухсветный четверик, трапезная, колокольня и крыльцо перед западным входом в церковь. Основным композиционным элементом памятника является двухсветный четверик, увенчанный традиционным пятиглавием. Четверик, с немного срезанными внутри углами, перекрыт сомкнутым сводом. Фасады четверика расчленены ступенчатыми лопатками на три прясла и завершены сложным фризом с рядом нишек — ширинок. Под самым карнизом проходит пояс сухариков.

Окна

четверика с пологими арочными перемычками помещены в наличники-рамки. В центре северного и южного фасадов расположены входы в церковь, отмеченные приставленными каменными крытыми крыльцами на квадратных столбах. Со столбов на стену и между столбов и между собой переброшены арки с полочным архивольтом и поясом сухариков. Примыкающая с востока к четверику граненная алтарная апсида заключена между крохотными самостоятельными объемчиками жертвенника и диаконника алтаря. Апсида перекрыта коробовым сводом с распалубками.

Небольшая бесстолпная двухсветная трапезная перекрыта системой трех парусных сводов и продольных подпружных арок. Ритмический ряд окон первого света не имеет никакой архитектурной декорации кроме клинчатых перемычек. Южный и северный фасады трапезной завершаются треугольными фронтонами, не отрезанными от поля стены. Под фронтонами помещены по три спаренных окна второго света с полукруглыми перемычками. Во фронтоне помещены иконы в фигурных нишках-кистах. В состав карниза трапезной входят пояс поребика и сухариков.

Трехъярусная колокольня поставлена над западным входом в церковь, в который ведет большое монументальное крыльцо на двух столбах с круглыми кубышками и квадратными шариками. Все ярусы колокольни квадратные в плане. Верхний ярус прорезан по странам света арками звона, над которыми помещено завершение из сдвоенных треугольных фронтончиков. На фронтончики поставлен подиум с круглыми окошками-слухами, несущий небольшой полукруглый купол со шпилем, яблоком и крестом.

Интерьеры храма расписаны неоднократно подновляемой малярной живописью, выполненной в академической манере на посредственном ремесленном уровне. Живопись выполнена в розовато-коричневатых тонах. В церкви сохранилась вся церковная утварь: паникадила, поставцы, хоругви и пр. Иконостасы в церкви и приделах позднейшие, выкрашены голубой краской с белыми деталями. Иконы 2-ой половины XIХ — начала XX века.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в апреле 1980 г./