Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Гимназия женская, 1908 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, Советская ул., 57
Вид объекта нежилое здание
Датировка 1908 год
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение гражданское
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор Кузнецов А. В.
Описание объекта

Исторические сведения: Проект Богородской женской гимназии на 480 учениц был заказан Московскому Архитектурному обществу в 1906 г. Из трех премированных по конкурсу проектов был выбран проект известного московского архитектора А. Кузнецова. Здание гимназии было возведено в 1908 г. на месте городского Михайловского сквера на Б. Дворянской улице. Постройка обошлась в 80 ООО рублей. В 1909 г. А. Кузнецов опубликовал проект и описание гимназии в журнале «Зодчий”. Благодаря этому можно по достоинству оценить все конструктивные новшества здания, выстроенного с учетом последних достижений строительной науки своего времени и полностью соответствовавшего функциональному назначению. Поясняя художественную сторону своего проекта, А. Кузнецов писал: «»… Индивидуальность как гимназии, вообще, так женской — частности, в нашем случае выражена мягкостью и нежностью архитектурных форм и поверхностей, живописностью плана, поэтичностью группировки масс и легкими воздушными лепными украшениями. Подобными средствами хотелось передать и женственность, и детскую наивность».   В 1960 -х гг. на территории установлен памятник выпускникам школы, павшим в 1941-1945 гг.

Перестройки и утраты: Утрачены завершения вытяжных башен на крыше и фигурные фронтоны боковых фасадов.

Описание памятника: Большое двухэтажное здание гимназии, выстроенное в оригинальных формах стиля модерн, расположено на индивидуальном участке четырехугольной формы, окруженном оградой на столбах и ограниченном тремя улицами и переулком. Главный северный фасад гимназии, отодвинутой вглубь участка, обращен к Советской (Б. Дворянской) улице, с которой устроены главные ворота входа во двор. Здание играет важную роль в застройке одной из центральных улиц и является одним из самых крупных и приметных по архитектурным формам в городе. Гимназия выстроена из кирпича. Стены покрыты цементной штукатуркой и окрашены в серовато-песочный, цвет. Кровли железные. План гимназии имеет сложное очертание с несколькими криволинейными выступами. В основе его лежит форма сильно вытянутого прямоугольника, усложненного выступами нескольких ризалитов, расположенных относительно продольной оси симметрично и асимметрично в центре и на концах плана. Тяготеющая к живописной асимметрии, объемно-пространственная композиция здания в целом уравновешена в массах. Ее центральная часть выделена боле высокой кровлей. Живописный силуэт создают криволинейные фронтоны в завершении ризалитов, фигурные брандмауэры и возвышающиеся над крышей довольно оригинальные по форме вытяжные тумбы — башни. Многочисленные закругленные углы ризалитов и выступов придают объему своеобразие и большую пластическую выразительность. Асимметричный главный северный фасад складывается из нескольких, частей, каждая из которых организована симметрично относительно своей центральной оси. Западный фасад асимметричен. Остальные два фасада практически симметричны относительно центров, выделенных ризалитами. Композиция протяженных фасадов целиком определена характером и ритмом размещения окон. Стены прорезаны огромными по величине окнами — арочными на центральных ризалитах северного и южного фасадов и прямоугольными, собранными в группы по 3-5 окон, образующими сплошь застекленные участки стен. Наличие огромных застекленных проемов, доминирующих в композиции фасадов и совершенно устраняющих впечатление тяжести и массивности большого объема здания, является его индивидуальной конструктивно-художественной особенностью, Привычные фасадные членения сведены к минимуму; здание завершено профилированным карнизом небольшого выноса, повторяющим        криволинейные очертания фронтонов; выступ цоколя завершен обрезом. В оригинальной отделке фасадов использован эффект контраста различно обработанных штукатурных поверхностей и легких лепных украшений. На фоне гладко оштукатуренных участков стен выделяются декоративные вертикальные филенки, оштукатуренные «набросом» и отделенные орнаментом в виде бус. Все угловые,

криволинейные в плане части, выделенные слабой креповкой, и идентичным орнаментом в виде бус, расчерчены под горизонтальный руст. Завершающие части фасадов украшены лепными гирляндами и венками из роз и винограда. На углах центрального ризалита северного фасада вверху в лепных картушах помещены две даты – «1873″ и «1908», последняя из которых означает год постройки гимназии.

Внутренняя структура гимназии исключительно целесообразна с точки зрения функционального назначения, в ней учтены гигиенические и технические требования, предъявляемые к учебному заведению и применены новейшие для своего времени системы отопления и вентиляции. Назначение всех помещений сохранилось неизменным со дня постройки. Планировка обоих этажей коридорная: широкие коридоры — рекреации проходят вдоль менее освещенного северного фасада Их крайние торцевые части отделены перегородками и заняты библиотекой и физическим кабинетом (на востоке в I и 2 этаже) и клозетами с умывальными комнатами на западе в обоих этажах). Центральный северный ризалит занят вестибюлем с гардеробом, во 2 этаже — актовым залом, объединенным с коридором. Главная двухмаршевая лестница на 2 этаж размещается в центре южной стороны и открывается в верхнем этаже в пространство актового зала. Вторая служебная лестница помещена около главного вестибюля. Большие, рассчитанные на 30, 42 и 48 учениц классы располагаются в обоих этажах, вдоль более освещенной южной стороны. Крайний западный класс предназначался для занятий рукоделием, помещение в северо-восточном ризалите было занято классом рисования (I эт) и классом физики (2эт). Около главной лестницы — учительская (I эт.), с запада от главного вестибюля — кабинет начальницы гимназии, над ним — кабинет врача. Междуэтажные перекрытия выполнены из железобетона.

Располагающийся под всем зданием подвал разделен капитальными стенами так же, как и первый этаж. Большая часть помещений занята калориферной и вентиляционной системой, имеющей отделения калорифера, котельной (для дополнительного парового отопления), осадочной, топливного склада. Приточные каналы для горячего воздуха, начинающиеся из калориферной камеры, расходятся во внутренних стенах здания, вытяжные каналы, устроенные в наружных стенах возвращают воздух в осадочную камеру и в вытяжные тумбы-башни. Два помещения подвала были заняты квартирой служителей. С калориферным отоплением была связана ныне утраченная система обогревания и высушивания мокрого платья в гардеробе первого этажа. Она состояла из специальных пустотелых вешалок, внутри которых располагались соединенные с паровым котлом змеевики. Верхние части вешалок соединялись с вытяжкой.

Отделка интерьеров здания очень проста. Стены и потолки окрашены краской. Потолки без карнизов, соединены со стенами скрепленными переходами, высокие и просторные классы и коридоры хорошо освещены. Филенчатые однопольные двери классов имеют открывающиеся фрамуги. В кабинетах физики и химии сохранились первоначальные шкафы для приборов и реактивов, имеющие характерные для стиля модерн формы. Наиболее нарядно оформлена лестничная клетка, имеющая чугунные решетки художественного литья с вензелями «РБ» в овальных медальонах. Аналогичные по рисунку ограждения поставлены при входной уличной двери. Выход с лестницы в актовый зал второго этажа оформлен застекленной перегородкой с дверью, имеющей красивый характерный для модерна рисунок переплетов.

Ограда вокруг участка гимназии состоит из железобетонных фигурных столбов и простых железных решеток на кирпичном цоколе. Угловые части ограды имеют вид больших закругленных в плане прясел, имеющих со стороны двора выступы и лавок. Ворота входа с Советской улицы, отделены в виде высокой арки с фигурными деталями, аналогичными деталям столбов. В северо-западной части участка, перед главным фасадом здания, находится памятник выпускникам школы, павшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник имеет вид бетонной стелы с рельефным изображением воинов.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в сентябре 1986 г./