Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Манеж, начало ХХ в., усадьба «Тарычево»
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Ленинский район, пос. Тарычево
Вид объекта усадьба / элемент усадьбы
Датировка начало ХХ века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение гражданское
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

УСАДЬБА ТАРЫЧЕВО, известная с XVII в., складывалась постепенно со второй половины XVIII по начало  XIX ст. В 1760—1780-х гг., когда она принадлежала гр. Е.И .Головкиной, здесь находились деревянный одноэтажный дом с регулярным садом, вместо деревянной церкви сооружена каменная. Около 1791 г. поместье поступило к А. А. Козловой, от которой вскоре перешло к  Соймоновым. Эти владельцы в начале XIX в. обновили усадьбу. Регулярный сад был заменен существующим липовым парком, на ручье в овраге устроена система прудов, перестроены в формах классицизма жилые и многочисленные хозяйственные постройки. Период расцвета усадьбы закончился около 1861 г., впоследствии она пришла в упадок, большинство строений исчезло. В конце XIX в, имение приобрел Д. А. Расторгуев, устроивший здесь церковно-приходскую школу, поставивший небольшую конюшню и деревянный манеж.

Усадьба расположена на берегу двух прудов. К их водному зеркалу живописно спускается парк, ограничивающий лужайку разбитого перед домом партера. С утратой жилого комплекса только эта поляна и церковь в глубине территории намечают главную ось усадебной композиции. Церковь наиболее значительна среди уцелевших разновременных построек. Вблизи нее находится старый флигель. Из поздних хозяйственных зданий на периферии усадьбы не лишен интереса бревенчатый восьмигранный манеж с центральным столбом, поддерживающим шатровую кровлю.

Церковь Рождества Богородицы выстроена по

заказу Головкиной в 1765 г. Кирпичный храм с белокаменными деталями — прекрасный образец архитектуры позднего барокко, симметричной осевой композицией восходящий к памятникам рубежа XVII —XVIII вв. Двусветный центральный объем округлой формы перекрыт высоким сомкнутым сводом с люкарнами на поперечной оси и глухим граненым барабаном главы. Объединенные с ним общим карнизом равновеликие помещения алтаря и притвора увенчаны небольшими квадратными башнями, одна из которых служила звонницей. Внешняя обработка здания сдвоенными пилястрами, креповками и филенками при развитой форме антаблемента сообщает архитектуре почти скульптурную пластичность. Это качество сохраняется и в интерьере с мягко скругленными углами, с округлыми нишами и лепной декорацией свода с головками херувимов. Памятник принадлежит к редкому типу храмов. В Подмосковье близкой ему аналогией служит несколько более ранняя церковь в Садках (вып. 2, № 170).

Одноэтажный кирпичный флигель — единственный представитель жилой застройки усадьбы периода классицизма. Симметричная композиция его идентичных продолных фасадов соответствует внутренней планировке. Средняя часть каждого из них, украшенная  «паллад- нским» окном, и крайние, где устроены входы, выделены креповками стен, проемы помещены в нишах. Не исключено, что центральной креповке отвечал мезонин. Облик здания искажен новой двускатной кровлей, частично изменена организация помещений.